Каталог статей

Агаджанян Т.В.

Актуальные проблемы информационного обеспечения управления прогностической деятельностью на предприятии

Необходимость прогнозирования объективна. Будущее многих явлений неизвестно, но весьма важно для решений, принимаемых в настоящий момент. К процессам, настоятельно требующим применения процедур прогнозирования, относится и экономическая деятельность. Однако все этапы прогнозирования, в том числе его организация, обеспечение и интерпретация результатов далеко не тривиальны. Существенную помощь в этом могут  обеспечить информационные технологии.

К настоящему времени проведено достаточно много исследований и получены впечатляющие практические решения проблемы прогнозирования в науке, технике, экономике, демографии и других областях. Внимание к этой проблеме обусловлено и масштабами современной экономики, потребностями производства, динамикой развития общества, необходимостью совершенствования планирования на всех уровнях управления, а также накопленным опытом. Прогнозирование - один из решающих элементов эффективной организации управления отдельными хозяйствующими субъектами и экономическими сообществами вследствие того, что качество принимаемых решений в большой степени определяется качеством прогнозирования их последствий. Поэтому решения, принимаемые сегодня, должны опираться на достоверные оценки возможного развития изучаемых явлений и событий в будущем.

Совершенствование прогнозирования многими специалистами видится в развитии соответствующих информационных технологий. Необходимость их применения обусловлена рядом причин, в числе которых:

- рост объемов информации;

- сложность алгоритмов расчета и интерпретации результатов;

- высокие требования к качеству прогнозов;

- необходимость использования результатов прогнозирования для решения задач планирования и управления.

Объем информационных ресурсов зависит от масштабов производства и сферы их применения. При длительном хранении ресурсы теряют актуальность и подлежат постоянному обновлению, период которого определяется условиями и параметрами функционирования основного производства. Стоимость создания, хранения и использования информационных ресурсов определяет стоимость управления предприятием в целом. Поэтому от эффективности использования информационных ресурсов зависит действенность управления финансово-экономическими процессами на предприятии.

Для различных видов информационных ресурсов характерны разные периоды сохранений актуальности или сроки их использования. Наибольшие сроки использования в условиях управления предприятием имеют данные, необходимые для перспективного и текущего управления, наиболее короткие для оперативной производственной информации.

Ценность информационных ресурсов тем выше, чем выше их структурированность и степень сжатости, чем более они объективны и наглядны, а это во многом определяется оснащенностью системы управления техническими средствами.

Для организации и реализации информационного процесса на предприятии необходимы соответствующие средства и методы обработки информации, а также персонал, способный сопровождать и выполнять процедуры информационного процесса. Информация, взаимосвязанная совокупностью средств и методов ее обработки и специалистов, реализующий информационный процесс, образует информационную систему (ИС) предприятия [2].

В настоящее время обработка информации на предприятиях выполняется с использованием различных технических средств: компьютеров, средств коммуникации, периферийных и организационно-технических средств, что определяет степень их автоматизации. Автоматизированные информационные системы способствуют повышению оперативности управления за счет снижения трудозатрат на выполнение таких рутинных процессов, как сбор, поиск, обработка и передача информации; степени научной обоснованности принимаемых решений на основе анализа и прогноза развития ситуаций с применением математического аппарата и проведением компьютерных расчетов.

Информационные технологии и системы - это комплекс методов переработки разрозненных исходных данных в надежную, оперативную и прогнозную информацию механизма принятия управленческих решений с помощью аппаратных и программных средств для достижения оптимальных рыночных параметров объекта управления [1].

Одним из эффективных инструментов организации информационных потоков являются базы данных (БД), представляющие собой структурированные и систематизированные информационные массивы. При этом база данных является одной из составляющих экспертных систем и ее наличие предусматривает интеллектуализацию процесса решения поставленных задач в системе управления предприятием.

Банк данных (БнД) - это совокупность информационных ресурсов предприятия, организованных соответствующим образом в информационные массивы, удовлетворяющей информационные потребности и запросы пользователей на базе методов и средств преобразования этих массивов. Базы данных, входящие в состав БнД, могут формироваться для обеспечения функционирования различных подсистем управления: оперативного управления, материального снабжения, маркетинга и других [3].

БнД служит основой автоматизированной системы управления предприятием и подчиняется следующим требованиям интегрированной обработки данных:

- информация, хранящаяся в БнД, должна охватывать все стороны функционирования предприятия;

- в пределах отобранной для хранения информации каждый ее элемент должен фиксироваться в БнД по возможности только один раз;

- организация баз данных должна соответствовать функциям управления по объектам;

- внутренняя структура БнД должна обладать определенной гибкостью и допускать возможность ее совершенствования без радикальных изменений;

- технология функционирования БнД должна рассматриваться как часть единой обшей технологии интегрированной обработки данных.

Практическое значение имеет выбор и обоснование оптимальной структуры БнД, от которой в значительной степени зависит качество и общий уровень целесообразности функционирования ИС в целом.

Внедрение новых информационных технологий в управленческую и прогностическую деятельность предприятия преследует не только автоматизацию рутинных методов обработки информации, но и организацию информационно-коммуникационного процесса прогнозирования на качественно новом уровне.

Создание ориентированной на результат системы раннего предупреждения требует полной автоматизации обработки информации, что обусловлено большим объемом данных, которые должны быть обработаны и сохранены, необходимостью обращения к различным целям и исходным данным, большим количеством расчетных операций, которые необходимо выполнить в короткое время, чтобы своевременно подготовить текущую проблемно структурированную управленческую информацию.

В сложной хозяйственной структуре такая автоматизация возможна на основе создания интегрированных систем обработки информации (ИСОИ) - это разделение управленческого труда на «творческие» процессы, связанные с принятием решений и анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, и на чисто механические работы, связанные с оформлением документации, рутинными арифметическими расчетами. ИСОИ - сложная система, представляющая собой информационно-технологический, сетевой и программный комплекс, целью которого является эффективное управление информационными ресурсами предприятия.

Для достижения целей совершенствования системы управления необходимо располагать средствами автоматизации оформления графической и текстовой информации, средствами информационной поддержки и автоматизации принятия решений, автоматизации подготовительного этапа планирования, а в дальнейшем и средствами управления всем предприятием в целом (рисунок 1).

При разработке ИСОИ необходимо учитывать функции отдельных подразделений предприятия, определяющие взаимоотношения, задачи и формы работы, права и обязанности различных отделов аппарата управления и их конкретных исполнителей. Организация ИСОИ должна базироваться на принципах интеллектуализации, интеграции и индивидуализации [4].

Концепция интеллектуализации базируется на использовании системы знаний, которая должна включать средства представления, хранения, обработки информации, их использование для формализации и моделирования финансово-хозяйственных процессов, решения оптимизационных задач для целей управления. Система знаний должна, быть организована так, чтобы взаимодействие пользователя с компьютером проводилось в форме, соответствующей данной прикладной области.

Концепция интеллектуализации предполагает формирование компьютерной системой такой информации, содержание, качество и объем которой способствовали бы эффективному принятию управленческих решений.

Концепция интеграции направлена на создание единого информационного пространства предприятия. Она определяет необходимость интеграции в следующих областях: в различных сферах управления финансово-хозяйственной деятельностью, в области программных и технических средств информатики. Возможна реализация различных методов интеграции программных средств: сегментированное информационное пространство, интегрированное пространство данных, интегрированное информационное пространство.


Рисунок 1 – Основные цели и задачи создания интегрированной

                        системы обработки информации

Концепция индивидуализации базируется на функциональной и личностной ориентации, накладывающей требование соответствия программных средств потребностям автоматизированных рабочих мест (АРМ), автоформализации знаний определенных областей, индивидуализированный сервис, обеспечение дружественного интерфейса. Возможности компьютера должны быть максимально использованы: применяемые программные средства должны удовлетворять все запросы пользователей, то есть должны быть адаптированы к АРМ. В процессе финансово-хозяйственной деятельности между функциональными отделами системы управления предприятием устанавливается определенный порядок взаимоотношений, предусматривающий обмен информацией между ними и их совместную деятельность по решению задач планирования и управления производством.

Разработка ИСОИ должна начинаться с выработки подходов к построению АРМ и определения функций пользователей. ИСОИ предусматривает слияние в единую комплексную систему задач различных функций деятельности, решаемых на основе единого банка данных и информационного обмена между различными уровнями обработки. ИСОИ должна отражать функциональную схему организации управления предприятием, так как процесс движения и обработки документации соответствует характеру разделения задач между отдельными структурными подразделениями.

Интегрированная система, прежде всего, базируется на системе комплексного учета, включающего первичный, производственный, финансовый и управленческий учет.

Организация ИСОИ будет способствовать совершенствованию управления предприятием за счет:

- внедрения комплексных технологий учета, способствующих аккумуляции и систематизации информации, необходимой для управления предприятием в реальном режиме времени;

-        однозначности методик формирований результатных показателей в различных подразделениях предприятия и последующей интегрированной обработки информации;

-        систематизации внутренней и внешней информации, использовании программных средств для анализа и прогнозирования бизнес-процессов, конкурентных условий функционирования предприятия.

В рамках ИСОИ на предприятии предлагается внедрить информационно-аналитический отдел, включающий группы прогнозирования и анализа, на работников которого возлагаются следующие функции: проведение прогнозирования, анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, учетно-контрольный анализ, формирование результатной информации для принятия управленческих решений, обработка экспертной информации, разработка уникальных расчетно-аналитических программ, освоение и внедрение специализированных пакетов прикладных программ, техническая и технологическая поддержка информационных систем управления, защита информации от несанкционированного доступа.

Таким образом, ИСОИ должна быть отражением бизнес-модели функционирования предприятия, направленной на создание адекватной информационно-аналитической базы, интеграцию методов управления в единую систему мониторинга финансово-хозяйственной деятельности, организацию прогнозирования с целью повышения эффективности деятельности предприятия.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Информационные технологии управления / под ред. Г.А. Титоренко. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007.

2. Карминский А.М. Информатизация бизнеса / А.М. Карминский. – М.: Финансы и статистика, 2008.

3. Козырев А.А. Информационные технологии в экономике и управлении / А.А. Козырев. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2010.

4. Шуремов Е.П. Автоматизированные информационные системы бухгалтерского учета, анализа, аудита / Е.П. Шуремов, Э.А. Уманова, Т.В. Воропаева. – М.: Изд-во «Перспектива», 2009.