главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск | ||||||||||||||||||||
Каталог статей | ||||||||||||||||||||
Е.С. Грачева Ассистент кафедры экономики и бухгалтерского учета АМОУ ВПО «Самарская академия государственного и муниципального управления» Конкурентоспособность предприятия как системообразующий компонент региональной конкурентоспособностиПроблема формирования и развития конкурентоспособности (КСП) появилась одновременно с возникновением рыночных отношений и конкуренции между товаропроизводителями. На сегодняшний день вопросы конкурентоспособности предприятий достаточно широко рассмотрены в экономической литературе. Что касается субфедеральных аспектов конкурентоспособности, то на региональном уровне данная экономическая дефиниция долгое время не рассматривалась. Возникновение термина «конкурентоспособность региона» и, соответственно, направления научных исследований, связано с усилением самостоятельности регионов стран ЕС и появлением проблемы их устойчивого развития, которая препятствовала интеграционным процессам в Европе. Несмотря на многообразие точек зрения относительно механизмов формирования, способов оценки, инструментов развития и т.д., взаимозависимость региональной КСП и конкурентоспособности предприятий региона (а также других иерархических уровней конкурентоспособности) является общепризнанной. Конкурентоспособность региона базирования предприятия является одним из факторов формирования его конкурентоспособности. В то же время и каждое предприятие вносит свой вклад в формирование региональной КСП, посредством производства и реализации продукции, оплату труда работников, участия в финансово-кредитных отношениях, социально-культурных мероприятиях, тем самым, формируя ВРП, инвестиционный климат и качество жизни в регионе. В результате ознакомления с трудами некоторых специалистов данного направления экономических исследований мы пришли к выводу о том, что роль конкурентоспособности предприятия в формировании конкурентоспособности региона с точки зрения процессного подхода недостаточно раскрыта. Систему определений конкурентоспособности мы дополнили понятиями стратегической и фактической конкурентной позиции региона и предприятия. Так как конкурентную позицию и конкурентоспособность экономического субъекта в целом нужно рассматривать отдельно не только в отношении фактической конкурентоспособности, но и при оценке стратегической конкурентоспособности. По нашему мнению, стратегическая конкурентоспособность представляет собой способность экономического субъекта в условиях конкурентной борьбы и рыночной экономики достигать стратегические цели долгосрочного развития, устранять возможные препятствия для существования, выполнения миссии и устойчивого развития. Фактическая конкурентоспособность – это способность субъекта получать доступ на рынки сбыта и противостоять иностранным и отечественным конкурентам, качественно и количественно удовлетворять запросы потребителей и инвесторов, при этом обеспечивая реализацию собственных целей и получение прибыли. Конкурентоспособность субъекта экономики в реальных рыночных условиях реализуется в конкурентной позиции. Регионы и предприятия вступают в конкурентные отношения с другими регионами и предприятиями своей страны и других стран для получения доступа к разнообразным экономическим ресурсам. Результат участия региона и предприятий в конкурентной борьбе и отражает их конкурентная позиция. Таким образом, фактическая конкурентная позиция – это реальный уровень конкурентоспособности, формирующийся в условиях добросовестной конкуренции на целевом конкурентном поле, и отражает уровень реализации потенциальной конкурентоспособности субъекта. Стратегическая конкурентная позиция - это система целевых показателей, индикаторов будущей рыночной позиции субъекта, отражает способность субъекта отстаивать свои стратегические интересы, как на внутреннем, так и на внешних рынках. Нами были выделены факторы стратегической и фактической конкурентоспособности, стратегической и фактической конкурентной позиции в разрезе предприятия и региона. Как можно увидеть из таблицы 1, прослеживается взаимосвязь между факторами конкурентоспособности предприятия и региона, что по нашему мнению, имеет большую практическую значимость. Таблица 1 – Классификация факторов конкурентоспособности региона и предприятия с точки зрения эволюции конкурентоспособности
Не только теоретическую, но и значительную практическую ценность представляет изучение видов конкуренции, поскольку позволяет выявить те виды конкуренции, в которых участвует предприятие (или будет участвовать), определить характер конкуренции, особенности рынков конкуренции (монополистический, олигополистический, рынок совершенной конкуренции и т.д.), возможных конкурентов. Знание особенностей процессов конкурентной борьбы помогает, в конечном итоге, выработать конкурентную стратегию предприятия, достичь удовлетворительных результатов от участия в конкуренции. В источниках экономической литературы выделяется множество видов конкуренции. Кроме тех видов конкуренции, которые описывают авторы [1-5] мы посчитали целесообразным выделить следующие виды конкуренции: А) С точки зрения фактической конкурентной позиции: 1. Наступательная 2. Оборонительная. Б) С точки зрения стратегической конкурентной позиции: 1. Конкуренция за увеличение доли рынка; 2. Конкуренция за сохранение рыночной позиции; 3. Конкуренция за выход на новые рынки сбыта; 4. Конкуренция за сбыт нового товара или инновационного продукта; 5. Конкуренция в сфере маркетинга; 6.Конкуренция за формирование потребительского впечатления. В) С точки зрения фактической конкурентоспособности: 1. За доступ к экономическим ресурсам (сырье, материалы и полуфабрикаты, рабочая сила, информация, денежно-кредитные ресурсы, государственные субсидии, налоговые льготы); 2. За лидерство в показателях эффективности производства, реализации и управления. Г) С точки зрения стратегической конкурентоспособности: 1. Конкуренция за заключение соглашений о стратегическом партнерстве; 2. Конкуренция в сфере инноваций, научно-технических разработок; 3. Конкуренция за получение дефицитных экономических ресурсов и факторов производства (секретная информация, высококвалифицированная рабочая сила, редкие виды сырья и материалов и т.д.). Д) С точки зрения процессного подхода: 1. Ретроспективная; 2. Существующая; 3. Будущая (перспективная); 4. Возможная. Е) По времени существования: 1. Долгосрочная; 2. Краткосрочная. Ж) По формам ведения конкурентной борьбы: 1. Добросовестная; 2.Недобросовестная (агрессивная, пассивная, ценовая война, нарушение прав интеллектуальной собственности, нарушение соглашений о разделе рынка, черный пиар). З) По масштабу конкуренции: 1. Локальная; 2.Региональная; 3.В пределах федерального округа (экономического района); 4.Национальная; 5. Международная; 6. Мировая (глобальная). И) В зависимости от результата конкуренции: 1. С изменением рыночной конкурентной позиции предприятия; 2. Без существенных изменений рыночной конкурентной позиции. К) По важности результата конкуренции: 1. Стратегическая; 2. Тактическая. Л) По сферам конкуренции: 1. За покупателя (на существующих рынках сбыта, на перспективных рынках сбыта); 2. За поставщиков (сырье, материалы, полуфабрикаты, готовые изделия); 3. В области источников развития (тендерные торги, аукционы, товарные и фондовые биржи); 4. В сфере инноваций и информации (конкуренция за доступ к коммерческой, научно-технической, нормативной, международной и т.д. информации; за получение венчурных инвестиций, средств из венчурных фондов, права на ведение НИР и внедрения их результатов в производство, за право регистрации и сбыта инновационных продуктов); 5. За трудовые ресурсы (за высококвалифицированную рабочую силу; за низкоквалифицированную рабочую силу); 6. В сфере конкурентных характеристик реализуемой продукции (в области качества продукции, ценовая конкуренция, имиджевая конкуренция, в области технико-экономических характеристик товара); 7. За доступ к финансово-кредитным ресурсам (за получение государственной помощи, грантов, субсидий; за государственные и частные инвестиции; за получение кратко- и долгосрочных кредитов; за получение страховых выплат и возмещений). В перечисленных видах конкуренции участвуют не только предприятия, но и в той или иной степени сам регион базирования рассматриваемого предприятия. По нашему мнению, рассмотрение вопросов формирования конкурентоспособности предприятий в системе региональной конкурентоспособности через призму эволюции этих процессов может найти применение в различных областях менеджмента и маркетинга. Литература:
1. Асадуллина, А.В. Институциональные условия конкурентоспособности регионов : автореф. дис. ... канд. экон. наук : защищена 2007 г. / А.В. Асадуллина. – Уфа 2. Салжанов, И.Т. Международная конкуренция, современные черты // Российское предпринимательство. – 2009. - №7 (2). - C. 9-15 3. Кохно, П., Кохно, А. Конкуренция высокотехнологичной продукции // Общество и экономика. – 2010. - №10-11. - C. 42-66 4. Горина, А.П., Горин, И.А. Инструменты и методы менеджмента, используемые при формировании стратегии повышения конкурентоспособности промышленного предприятия / А.П. Горина, И.А. Горин // Региональная экономика: теория и практика. - 2009.- №19 (112). – С.12-21 – ISSN 2073-1477 5. Смирнов, В.В., Семенов, В.Л. Особенности формирования региональной системы обеспечения конкурентоспособного производства [текст]/ В.В. Смирнов, В.Л. Семенов //Региональная экономика: теория и практика. – 2008. - №13 (70). – с. 9-19. – ISSN 2073-1477 | ||||||||||||||||||||