главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск
Каталог статей

Мельничук Ю.Ю.

Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского

Роль доходов и прибыли торговых предприятий и пути их увеличения

Доходы являются одним из основных показателей деятельности торгового предприятия. По видам доходы различаются на доходы от обычного вида деятельности, операционные доходы, внереализационные доходы и чрезвычайные доходы. [1, с.35-40]

Извлечение доходов и прибыли представляет собой основной принцип предпринимательской деятельности. Возмещение общественно-необходимых затрат предприятий является составной частью экономического содержания доходов. Доходы также обеспечивают получение определенной нормы прибыли. Из вышесказанного следует, что доходы представляют собой финансовую базу предприятия, а также решают следующие задачи:

- возмещают текущие расходы, обеспечивая тем самым самоокупаемость обычной деятельности предприятия;

- формируют прибыль, что в свою очередь представляют собой основу для самофинансирования. Это объясняется тем, что прибыль является источником средств, используемых предприятием для развития и расширения его хозяйственной деятельности. [2, с.20-24]

В связи с этим можно сказать, что актуальность работы заключается в том, что прибыль, и доходы как источник прибыли представляют собой основу всей экономики. Потому что доходы предприятий (в т.ч. предприятий торговли) не всегда покрывают понесенные предприятием издержки, фирмы вынуждены активно прибегать к кредиту. Причем не только для финансирования расширения бизнеса, но и на покрытие текущих издержек. Это ставит компании, крупные средние и малые, в серьезную зависимость от банковской системы. Кризис в банковской системе влечет тем самым кризис во всех отраслях экономики. Именно это стало причиной нынешнего финансового кризиса. [3, с.40-54]

Так же, необходимым для предприятия торговли в целях улучшения контроля за своей деятельностью и максимизации прибыли является планирование доходов предприятия. Основаниями для планирования доходов являются:

- намечаемые плановые показатели оборота и реализации товаров в целом, по видам и группам;

- проектируемые показатели расходов предприятий торговли;

- размер установленного налога на добавленную стоимость по товарным группам;

- прогнозируемые размеры торговых надбавок и наценок;

- материалы анализа доходов от реализации товаров, операционных и внереализационных доходов за предыдущие периоды.

В условиях рыночной экономики, которая характеризуется высоким уровнем конкуренции, несмотря на величину доходов любое предприятие, в том числе и предприятие торговли, должно постоянно искать пути и варианты увеличения своих доходов. Повышение доходов является одной из наиважнейших целей любого торгового предприятия. [4, с.13-15]

Существуют следующие основные направления, с помощью которых предприятие торговли может добиться повышения своей доходности:

1) уменьшение числа посредников на пути движения сырья и товаров от производителя до розничной торговой сети;

2) развитие сервисных услуг, которые могут быть оказаны покупателям и клиентам предприятия торговли;

3) разработка и осуществление обоснованной ценовой политики и стратегии;

4) улучшение структуры оборота предприятия торговли. Структура оборота должна соответствовать меняющимся предпочтениям потребителей;

5) поиск дополнительных источников доходов путем обновления материально-технической базы, повышения эффективности деятельности коммерческой, финансовой и расчетно-платежной служб и др. [5, с.17-27]

Литература:

1) Кнышова Е.Н., Панфилова Е.Е. Экономика организации. Москва. Форум-ИНФРА-М. 2005 г. – с. 20-24.

2) Баскакова О.В. Экономика организаций (предприятий). Москва «Дашков и К» 2005 г. – с. 40-54.

3) Раицкий К.А. Экономика предприятия. – М.: «Дашков и К», 2002 г. – с. 13-15

4) Чечевицына Л.Н. «Экономика предприятия» - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005 г. – с. 35-40

5) Кнышова Е.Н., Панфилова Е.Е. Экономика организации. Москва. Форум-ИНФРА-М. 2005 г. – с. 17-27