главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск | |||
Каталог статей | |||
Наконечная О.И. Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского Развитие внутреннего механизма регулирования деятельности предприятий розничной торговлиРазвитие законодательного регулирования предпринимательской деятельности предполагает реформирование самих предприятий, их организационной структуры, внутренней политики, отношения с персоналом, инновационной и инвестиционной политики, контроллинга и прочее. Государственная политика в этой области должна быть направлена на создание механизма, обеспечивающего стабильность и прозрачность отношений собственности, формирование развитой информационной инфраструктуры предприятий, развитие системы консалтинга в области управления качеством продукции, товаров и услуг. В статье рассмотрена система внутренних целей торговой организации, обеспечивающая сбалансированное развитие на определенном этапе ее жизненного цикла, предложен методический подход к оптимизации механизма внутреннего регулирования деятельности предприятий розничной торговли. Торговля в настоящее время является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики. Начиная с 2000 г., товарооборот характеризуется устойчиво высокими темпами роста. В 2001-2003 гг. среднегодовой темп прироста составлял 15,1%. В 2005 г. на потребительском рынке произошло значительное увеличение розничных продаж. Накопленная населением в предыдущие годы денежная наличность была направлена на покупку товаров и потребление платных услуг. Это способствовало резкому росту розничного товарооборота, который в 2005 г. увеличился на 23,4%, значительно опережая рост реальных денежных доходов населения. В 2006 г. рост оборота розничной торговли по сравнению с 2005 г. увеличился еще значительнее – 26,4%. При этом настоятельной проблемой является упорядочение и упрощение торгового законодательства, приведение его в соответствие с нормами Всемирной торговой организации и целями украинской торговой политики на внутреннем рынке [3]. Формирование внутреннего механизма регулирования предприятия предусматривает приведение в соответствие факторов внешней и внутренней среды функционирования организации, что способствует эффективному достижению ее целей. Внутренние цели торговой организации могут быть представлены в виде определенной системы, включающей следующее: 1. Обеспечение сбалансированности интересов собственника и государства: · удовлетворение потребностей населения; · обеспечение занятости населения; 2. Обеспечение самоокупаемости, самофинансирования и долговременного развития: · получение чистого дохода, достаточного для обеспечения самоокупаемости, самофинансирования и развития; · укрепление и развитие основных средств торгового предприятия. 3. Повышение уровня научно-технического развития и инвестиционной активности: · обеспечение социального развития и повышение мотивации работников торговли к эффективной и качественной деятельности; · повышение (поддержание) уровня оплаты труда и материального благосостояния работников; 4. Формирование и укрепление организационного потенциала: · оптимизация структуры торговых организаций и сетей; · управление изменениями и нововведениями; · развитие системы контроллинга в торговом предприятии [1, с. 499]. Группа целей по обеспечению социального развития и мотивации деятельности предприятия розничной торговли предусматривает реализацию целей по повышению уровня оплаты труда и материального благосостояния работников и по усилению мотивации на повышение производительности и качества труда. Регулирование деятельности организации по данной группе целей предусматривает согласование интересов собственника и трудового коллектива, государства и трудового коллектива, трудового коллектива и организации. В процессе реализации этой группы целей возникают ситуации, когда интересы собственника доминируют над интересами трудового коллектива, т.е. собственник заинтересован в повышении своего благосостояния в ущерб интересам социального развития трудового коллектива; и другая ситуация – когда трудовой коллектив заинтересован в ускорении социального развития, невзирая на интересы собственника и экономическое положение организации. Достичь согласования интересов собственника и трудового коллектива можно такими способами регулирования, как: привлечение работников к управлению предприятием, развитие форм участия работников в распределении прибылей, повышение эффективности работы предприятия розничной торговли на основе усиления мотивации труда. При несовпадении интересов трудового коллектива и интересов государства рычагами регулирования выступают: соблюдение норм трудового законодательства; выравнивание степени имущественного расслоения персонала организации и собственника; введение налоговых методов поощрения социального развития трудовых коллективов. Интересы трудового коллектива могут не совпадать с интересами организации, тогда либо трудовой коллектив противодействует реализации целей организации, либо организация подавляет интересы трудового коллектива в погоне за капитализацией прибыли. Для регулирования интересов трудового коллектива и организации применимы такие способы, как: привитие навыков предпринимательского типа поведения руководителям организации и навыков хозяйственного поведения трудовому коллективу; социальная ориентация трудового коллектива на поддержку инновационной деятельности [2, с. 51]. Мною была предложена структура внутреннего организационного механизма регулирования деятельности предприятий розничной торговли (рис. 1).
Рис. 1 – Внутренний механизм регулирования деятельности предприятия розничной торговли Организационный механизм должен обладать свойством усиления по мере своего развития. Составными частями организационного механизма являются: 1. структуризация деятельности; 2. организация внутреннего планирования; 3. моделирование систем управления; 4. управление изменениями и нововведениями [1, с. 528]. Итак, основным назначением организационного механизма регулирования является укрепление организационного потенциала предприятия, приведение его к состоянию гибкого реагирования на внедрение нововведений. Литература 1. Берман Б. Розничная торговля: стратегический подход [текст]: пер. с англ. /Б. Берман Дж. Р. Эванс. – М.: Вильямс, 2003. – 1181 с. 2. Хасис Л.А. Розничные торговые сети в современной экономике. – М.: Едиториал УРСС. – 2004. – 78 с. 3. Государственный комитет статистики Украины [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: [сылка более недоступна} | |||