Каталог статей | ||||||||||
Даниленко О.О. Классификация товаров и услугВ условиях рыночных отношений, экономических и политических катаклизмов, происходящих в Украине, наблюдаются существенные изменения в сфере торговли и услуг. При сложившихся кризисных обстоятельствах в Украине значительно возрастает объем предложения, присущий рыночной экономике.Классификация товаров - это разделение множества товаров на подмножества по их сходству или различию в соответствии с принятыми методами. Объект классификации - элемент классифицируемого множества. Из перечня всех товаров по признаку назначения для индивидуальных потребителей выделяются потребительские товары, для производителей продукции и/или исполнителей услуг -- товары промышленного назначения и товары для управленческой деятельности. Признак классификации - свойство или характеристика объекта, по которому производится классификация (назначение, сырье, материал изготовления, способ производства, отделки, обработки, конструкция, вид, размер, сорт). Целью классификации является систематизация, идентификация и прогнозирование свойств товаров. Систематизация достигается путем установления последовательности и взаимосвязей определенных классификационных группировок, полученных конкретным методом классификации. Проблемами и анализом классификации товаров и услуг занимается ряд ученых-экономистов, таких как Песоцкая Е.В., Иванов Н.Н., Грибов В. Д. Значительно уделено внимание вопросам формирования товарного предложения в Украине с учетом особенностей классификации, что обусловило актуальность выбранной темы. Актуальность данной темы заключается в необходимости систематизации знаний о классификации товаров и услуг для более полного удовлетворения потребностей рынка. Существуют два метода классификации: иерархический и фасетный. Ступень классификации - этап классификации при иерархическом методе, в результате которого получается совокупность классификационных группировок. Каждая ступень и группировка выделены по своему основополагающему признаку. На практике глубина классификации не превышает 10, поэтому возможно применение дополнительных классификационных группировок, например, подклассов и подгрупп разных ступеней. Деление потребительских товаров на роды, под роды, классы и подклассы основано на иерархическом методе классификации. При делении на группы могут быть использованы совместно иерархический и фасетный методы. Как известно, любой продукт труда, произведенный для продажи, является товаром. Отсюда, услуги, реализуемые на различных рынках, выступают в виде самостоятельной и весьма разнообразной группы товаров. Существуют разные подходы классификации услуг. Самый общий подход предложил Кристофер Ловелок. Главным в данной классификации является то, на кого (или на что) направлены услуги и являются ли они осязаемыми или нет (табл. 1). Приведенная классификация является основой классификации услуг в сфере нематериального производства. Предприятие может добиться успеха на рынке за счет усиления участия потребителей в производстве услуг. Например, организация продажи товаров по почтовым заказам, магазины и кафе самообслуживания.
Таблица 1 Классификация услуг
Предлагая потребителю самому выполнить какую-то часть услуги, предприятие тем самым изменяет и саму природу услуги. Одновременно в мире появляется тенденция диверсификации сферы услуг. Многие ранее обособленные виды услуг объединяются в рамках своей компании. Предлагая целый комплекс услуг, компания может повысить свою конкурентоспособность, ослабить возможные риски за счет их диверсификации. Так, банковские, биржевые и посреднические услуги сливаются в единый комплекс финансовых услуг. Сфера услуг - сводная обобщающая категория, включающая воспроизводство разнообразных видов услуг, оказываемых предприятиями, организациями, а также физическими лицами. Следует отметить, что сфера услуг имеет ряд специфических особенностей по сравнению с материальным производством. Во-первых, в отличие от товаров, услуги производятся и потребляются в основном одновременно, не подлежат хранению. Это порождает проблему регулирования спроса и предложения услуг. Во-вторых, услуги часто противопоставляются продукции. В промышленности увеличивается роль обслуживания, которое может включать ремонт оборудования, послепродажное обслуживание и другие услуги, связанные с продажей товаров. В-третьих, сфера услуг обычно больше защищается государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства. Более того во многих странах транспорт и связь, финансовые и страховые услуги, наука, образование, здравоохранение, коммунальные услуги традиционно находятся в полной или частичной собственности государства или же строго контролируются и регламентируются государством. Охарактеризовав и классифицировав товары и услуги, нельзя не упомянуть о том, что приобретение любой услуги начинается с наличия соответствующей потребности у покупателя. Таким образом, потребление услуги напрямую связано с прямым удовлетворением потребностей человека - социальных потребностей. Последние и составляют объективную основу для формирования рынка товаров и услуг, что напрямую связано с глубоким знанием специфических особенностей и характеристик в соответствии с рассмотренными классификационными признаками. Литература: 1 Иванов Н. Н. Менеджмент в сфере услуг. Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002. 2. Товароведение. Экспертиза. Стандартизация: учебник для студентов вузов. Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандера. -- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. -- С. 239. | ||||||||||