главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск
Каталог статей

Раенкова О.А., Михайленко Т.В.

Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского

Интернет-магазины в Украине: основы функционирования, тенденции развития

В последние годы интернет-магазины в Украине, как способ реализации продукции, приобретают огромную популярность среди всех слоев населения. Сегодня каждый украинский пользователь глобальной сети является свидетелем того, как стремительно растет число отечественных интернет-магазинов. Укрепляется доверие к виртуальным магазинам, постепенно уходит безосновательный страх перед интернет-мошенничеством. Об активном развитии отечественных интернет-магазинов говорит и то, что наиболее известные из них расширяют сферу своей активности, выходя за рамки стандартных продаж. Например, проводя благотворительные акции.

Целью данной статьи является анализ развития интернет-магазинов в Украине, их преимущества и основы функционирования.

Интернет-магазином является специализированный сайт в Интернете, на котором размещается информация о товарах и производится заказ товара. Непосредственно товары находятся на складе торгового предприятия, осуществляющего эту торговлю.

Необходимо отметить, что интернет-магазины в Украине появились не так давно, и соответственно степень доверия покупателей к ним не высока. Как результат чаще всего покупатели пользуются услугами магазинов по продаже различной электроники, а также бытовой техники. Особенно популярны такие товары, как мобильные телефоны, оргтехника, фото-, видео- и аудиотехника. Далее идут книги и DVD, а затем одежда, сувениры и детские игрушки.

Статистических данных которые характеризуют объем украинского рынка электронной коммерции в денежном выражении – не существует, однако компания Gemius опубликовала исследование состояния рынка электронной коммерции в Украине. Согласно опросу, проведенному в апреле 2011 года, 52% интернет-пользователей в нашей стране совершали покупки в Интернет. Наиболее известным интернет-магазином в Украине является Rozetka.UA (23% опрошенных знают бренд), на втором месте с большим отрывом Bonprix.UA (4%) и замыкает тройку лидеров по узнаваемости 5ok.com.ua (1%) [3].

Рассматривая интернет-магазин как один из наиболее перспективных видов торговли в плане снижения накладных расходов и увеличения прибыли предприятия, следует отметить присущие такой форме дистанционной торговли дополнительные преимущества. Так, для продавца - это небольшой штат сотрудников и отсутствие затрат по аренде торговых помещений, а для покупателя - экономия времени и, как правило, более низкие, чем в магазине, цены.

Согласно статистике, за последний год магазинов в сети в Украине стало в два раза больше. Всего же количество сайтов в Украине превышает 400 тысяч [4]. Причины увеличения числа интернет-магазинов вполне очевидны:

1. Владельцу виртуальной торговой точки не нужно задумываться над ее удачным месторасположением, а также платить за аренду помещения и его ремонт.

2. Онлайн-магазин фактически не нуждается в персонале, обычно для обслуживания клиентов хватает одного человека. Следовательно, происходит существенная экономия на заработной плате и на прочих отчислениях.

3. В Украине пока что отсутствуют законы, определяющие функционирование виртуальных магазинов, а потому для их открытия не нужны никакие документы [1].

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что интернет-магазины в Украине находятся на стадии активного развития. Отметим основные тенденции этого развития:

1. Постепенно в Интернет начинают выходить крупные розничные сети, вследствие чего конкуренция усиливается. В итоге качество предоставляемых клиентам услуг только повышается;

2. Все больше внимания данному каналу уделяют компании-производители, пытаясь выстраивать с его представителями взаимоприемлемые схемы совместной работы и выделять маркетинговые бюджеты.

3. Продажи интернет-магазинов Украины ежегодно возрастают. Этому способствует как планомерная реализация продуманной стратегии развития проекта, так и общая тенденция роста данного сегмента в Украине.

4. На рекламу интернет-магазины расходуют около 15-20% своего бюджета, из них 70-80% на онлайновую рекламу, а остальные на рекламу вне сети интернет.

5. Клиенты интернет-магазинов Украины предпочитают оплачивать покупку по факту ее доставки (наличными курьеру или наложенным платежом на почте). Также в последнее время все больше популярности набирают платежные карты.

6. В общении интернет-магазинов Украины электронные деньги либо вообще отсутствуют, либо занимают не более 5 % оборота.

7. Постоянное повышение порога выхода на рынок, что уменьшает количество новых проектов и улучшает позиции успевших хорошо зарекомендовать себя [2].

Таким образом, интернет-магазины и дальше будут оставаться самым быстрорастущим сегментом в области торговли ИТ-продукцией, в том числе и за счет динамичного увеличения количества ПК на душу населения и количества пользователей, подключенных к Сети. В конечном итоге благодаря усилиям всех заинтересованных сторон это приведет к формированию цивилизованного пространства и взаимоотношений.

Литература:

1. Гаркуша С. Интернет-магазины: постоянное развитие [Электронные текстовые данные] // Бизнес-Гид (Электронный ресурс) – Точка доступа [сылка более недоступна}