Каталог статей |
Власенко А.А., Искра Е.А. Современное состояние правовых основ экологического маркированияСегодня наблюдается положительная тенденция к повышению качества потребительской продукции. Усилился государственный контроль, корректируется нормативно-правовая база. Все больше производителей начинают акцентировать внимание не качестве выпускаемой продукции, ее безопасности.В современном обиходе под термином «экологическая безопасность» применительно к товарам потребления понимается: · Отсутствие в готовом продукте вредных, ненатуральных и других веществ, отрицательно влияющих на человеческий организм; · Безопасность изъятия / использования сырьевых ресурсов для человека и окружающей среды; · Минимум негативного воздействия на окружающую среду на всех этапах производства продукции; · Безвредная утилизация или рециклинг отходов и упаковки [1, c.23]/ В рамках вопроса экологически чистых товаров остро поднимается вопрос о ГМО в продуктах питания. Так, в Украине более 40% пищевых продуктов в отечественной рознице содержит генно-модифицированные организмы (ГМО), и только сотая доля производителей предоставляет информацию о наличии таких организмов в составе продукции. В Украине официально ни один сорт ГМ-растений в коммерческих целях не выращивается. Однако, как свидетельствует статистика, в 2006 году в Украине посевные площади сои и рапса значительно превышали миллион гектаров [3]. По данным представителей международных организаций, которые противодействуют неконтролируемому распространению ГМО, украинские рынки уже насыщены ГМ-продукцией [4]. Во всех европейских государствах и странах-членах ВТО существует маркировка ГМ-продуктов. В Украине, в отличие от стран ЕС, ГМ-продукция не маркируется. В развитых европейских странах люди уже осознают, что залог здоровья и благоприятной среды жизнедеятельности – это чистая окружающая среда. На Западе система экологического маркирования продукции активно развивается и охватывает уже практически все группы товаров. Наиболее популярными представителями этой системы являются 2 экомаркировки непищевой продукции – северный («Белый лебедь») и европейский («Европейский цветок»). «Лебедь» и «Цветок» охватывают множество товарных групп, начиная с туалетной бумаги и матрасов и заканчивая отелями и компьютерами [2, c.256]. Однако в Украине нет узаконенного маркирования экологических товаров. Учитывая актуальность проблемы использования ГМО в продуктах питания необходимо отметить, что этот вопрос решается на государственном уровне, однако пока это только слова. Так, согласно законодательству Украины, возделывать и использовать в продуктах питания ГМО запрещено. 21 ноября 2007 г. Кабинет Министров Украины отменил предыдущее постановление «Вопросы обращения пищевых продуктов, содержащих генетически модифицированные организмы и / или микроорганизмы» №985 от 1 августа 2007 года, согласно которому маркировка продуктов, содержащих более 0,9% ГМО, являлась обязательной, а ввоз, производство и реализация пищевой продукции для детей с содержанием ГМО были запрещены. А 11 февраля 2008 г. Административный окружной суд Киева признал противоправным постановление Кабинета Министров Украины «Вопросы маркировки сельскохозяйственных товаров, произведенных с применением генетически модифированных организмов» «1330 от 2 ноября 2007 г. об отказе о маркировки продуктов, произведенных с применением генетически модифированных организмов. Таким образом, автоматически вступило в силу предыдущее постановление Кабмина №985 от 1 августа 2007 года [3]. И в России, и в ЕС уже введены такие нормы, которые обязывают информировать о содержании ГМО, если они превышают определенный допустимый уровень. И тогда потребитель выбирает, что ему приобретать: или более дешевую продукцию , где будет написано, что она содержит ГМО, или органическую продукцию, которая будет стоить немного больше. По крайней мере, это будет корректно по отношению к потребителю [1, c.58]. Между тем украинские экологи надеются, что в скором времени правительство Украины все же примет постановление об обязательном маркировании продуктов питания с ГМО. Сейчас этот проект уже согласован всеми министерствами и ведомствами, поэтому в ближайшем будущем это постановление и положения о маркировании должны быть приняты. И как только начнет действовать положение о маркировке, производители экологически безопасных продуктов начнут получать больше прибылей, поскольку люди будут покупать именно их продукцию, а, кроме того, предприятиям не надо будет платить за лабораторные исследования. Однако, в то же время маркировка продукции с ГМО сопряжена со многими проблемами: недостаток финансовых ресурсов у производителей, и как следствие, необходимость субсидирования таких предприятий со стороны государства (например, стоимость сертификации с нанесением знака украинского журавлика одного вида продукции варьируется от 500 до 2500 грн., а срок действия права на использование знака – от 1 до 3 лет в зависимости от категории продукции [4]); независимая нормативная база, четко определяющая основные положения; необходимость создания лабораторий, которые бы контролировали качество продукции с использованием ГМО. Таким образом, рынок Украины сегодня нуждается не только в законодательных решениях, но и в консолидации производственных и торговых компаний, поставщиков, дистрибуторов, экспертов в создании нормативной базы для производства продуктов питания экологически чистыми.
Литература: 1. Кузнецова Н.В. Экологическое право: Учеб.пособие. – М.: Юриспруденция, 2000. – 181 с. 2. Петров В.В. Экологическое право. – М.: ЮНИТИ-М, 2003. – 426 с. 3. [сылка более недоступна} 4. [сылка более недоступна}
|