главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск | |||||||||||||||||||||||||||||
Каталог статей | |||||||||||||||||||||||||||||
Мищенко В.Е. Южно-уральский государственный университет, Россия Управление процессами коммерциализации инновационных проектов на предприятии при помощи когнитивного моделированияВ рейтинге конкурентоспособности стран, опубликованном Institute Of Management Development в мае 2011 года, Россия занимает лишь 49 место (самое низкое среди стран БРИК), ее опережают такие страны, как Литва, Колумбия и Перу [1]. Повышение конкурентоспособности российских предприятий, а, значит, и всей российской экономики, сегодня связывают с инновациями. Уже понятен и не вызывает сомнений тот факт, что без инноваций выйти на уровень мировой конкурентоспособности не представляется возможным. По данным РОСНАНО, в России внедряются (проходят этап коммерциализации) лишь 10% разработанных инноваций, при этом лишь 9% российских предприятий являются инновационными. В развитых странах с инновационной экономикой (США, страны ЕС, Япония) эти показатели колеблются вокруг 30% и 45%, соответственно [3]. Одной из наиболее важных причин столь низкой доли научных разработок, непосредственно внедряемых в производство в нашей стране, является сложность и специфичность процесса коммерциализации, практически полное отсутствие опыта управления этим процессом в России и, несмотря на чрезвычайно высокий интерес к проблеме инноваций и достаточно большое количество посвященных ей публикаций, все еще отсутствие признанных, общепринятых методов и инструментов управления коммерциализацией инновационных проектов. Таким образом, для успешного внедрения научных разработок в производство необходимы инновации в области менеджмента. Целью настоящей работы явилась попытка в некоторой степени устранить вышеописанную причину столь низкого уровня коммерциализации инновационных проектов в нашей стране с помощью создания инновационного метода управления процессом внедрения научных разработок. Процесс коммерциализации инновационных проектов является в высокой степени специфичным, поэтому эффективно управлять им возможно только базируясь на методе, максимально соответствующем его особенностям. Результаты проведенного сравнительного анализа наиболее известных методов, использующихся в качестве базовых при разработке различных систем помощи при принятии управленческих решений (СПУ), свидетельствуют о том, что системы, основанные на этих методах, не способны в достаточной степени учесть специфику процесса коммерциализации инновационного проекта и, следовательно, не смогут обеспечить достижение целей этого процесса. Выявленные недостатки методов представлены в таблице 1. По этой причине в основу разработанного метода был положен инструмент когнитивных карт, как в наибольшей степени удовлетворяющий специфике процесса коммерциализации. Когнитивная карта предоставляет менеджеру полную информацию о всей совокупности факторов, могущих оказать прямое или косвенное влияние на конечный результат процесса, видах и направлениях этого влияния, что позволяет управленцу оказывать непосредственное воздействие не на первоначальные причины возникновения той или иной ситуации, а не бороться с возникающими следствиями. Безусловно, когнитивные методы, несмотря на значительное соответствие особенностям изучаемого процесса, имеют ряд весомых недостатков – в первую очередь, это достаточно общий характер основных составляющих когнитивных карт (факторы и связи между ними), а также неточный (лингвистический) формат результатов их использования. Таблица 1 Оценка методов разработки СПУ с точки зрения соответствия специфике процесса коммерциализации инноваций
С целью частичного либо полного (там, где это возможно) устранения приведенных недостатков автором работы были введены дополнительные виды факторов и связей когнитивной карты, проведена их классификация с учетом нововведений. Кроме того, разработан математический аппарат, позволяющий дать количественную оценку получаемым результатам, чего ранее, в полной мере, никем не осуществлялось. Автором разработана когнитивная карта процесса коммерциализации инновационного проекта [5], включающая 27 факторов и 63 связи. Каждая из представленных на карте связей описана на основе инструментов традиционной (там где это возможно) и нечеткой математики [5]. Все формулы, описывающие связи когнитивной карты, были объединены в единую математическую модель, позволяющую с достаточно высокой степенью точности прогнозировать возможный эффект коммерциализации инновационного проекта на основе имеющихся данных о его особенностях, состоянии развития отрасли, конъюнктуре рынка, сильных и слабых сторонах предприятия-инноватора и т. п. Конечный результат разработанной математической модели представлен в таблице 2. Более подробно особенности и ограничения модели, а также представленные в ней переменные описаны в коллективной монографии "Управление конкурентоспособностью промышленного предприятия: методология, методы, модели". В качестве итогов научного исследования следует отметить: 1. на основе статистических данных была обоснована высокая актуальность проблемы управления процессом коммерциализации инновационных проектов; 2. автором была изучена специфика процесса внедрения научных разработок, определены его основные особенности, обоснована необходимость разработки инновационных методов и технологий для управления этим процессом; 3. была произведена сравнительная оценка имеющихся базовых методов и систем помощи при принятии управленческих решений и выбран метода когнитивных карт, как в наибольшей степени удовлетворяющий специфики процесса коммерциализации;
4. осуществлена значительная модернизация метода когнитивных карт по трем направлениям: специализация, классификация, организация математического аппарата; 5. автором была разработана и описана с помощью математических инструментов когнитивная карта процесса коммерциализации инновационного проекта; 6. на основе когнитивной карты была выведена математическая модель, позволяющая прогнозировать результаты коммерциализации, а также осуществлять факторный анализ. Литература 1. [сылка более недоступна} | |||||||||||||||||||||||||||||