Каталог статей |
Макаров А.Ю, Искра Е.А. Принципы аудита систем экологического управления и менеджментаЭкологическое аудирование системы экологического менеджмента в соответствии со стандартами определяется как систематический и документированный процесс получения объективных доказательств для определения, соответствует ли система экологического менеджмента предприятия критериям, которые предъявляются к таким системам.Его цель – приведение природоохранной деятельности в соответствие с требованиями законодательства и нормативных актов, оптимизация использования природных ресурсов, снижение и упорядочение энергопотребления, уменьшение отходов, предотвращение аварийных сбросов, выбросов и техногенных катастроф. Программа аудита системы экологического менеджмента должна быть основана на настоящей экологической деятельности предприятия и результатах предыдущих аудитов. Проведение экологического аудирования должно быть выгодным руководству предприятия, так как результаты аудитов информируют о работе системы экологического управления и менеджмента, которая должна работать в соответствии с заявленной экологической политикой и целями. Предприятие может также заказывать проведение экологического аудита с иными целями, например, с целью сертификации системы экологического менеджмента третьей стороной в соответствии с национальным или международным стандартами. Программы и процедуры экологического аудирования должны учитывать: · приоритетные экологические аспекты деятельности предприятия; · периодичность проведения аудитов; · эффективное планирование и эффективную организацию работы аудиторской "команды"; · активное использование результатов аудита; · компетенцию аудиторов; · общую методологию экологического аудирования и методику осуществления аудитов. Экологический аудит проводится в четыре этапа: постановка проблемы; сбор данных; анкетирование; оценка информационных материалов. Методами проведения экологического аудирования являются: · системный анализ и системный подход; · экономико-экологический анализ; · сравнительный экономико-экологический анализ и оценка; · логический анализ, метод экспертных оценок и пр. Экологический аудит систем экологического менеджмента может быть внутренним и/или внешним. В случае внутреннего аудита руководство предприятия поручает ответственным специалистам из числа персонала формирование аудиторской "команды". В случае внешнего аудита заключается договор со специализированной аудиторской фирмой или специалистом, имеющими лицензию на данный вид деятельности и формирующими аудиторскую "команду", в состав которой могут входить и представители предприятия. В любом случае, специалисты, осуществляющие экологический аудит, должны быть квалифицированными, беспристрастными и объективными. Основные причины, по которым проводится аудит заключаются в следующем: · страхование (затраты на ликвидацию последствий загрязнения окружающей среды); · конкуренция на рынке (товары должны быть экологически чистыми, это повышает их спрос на потребительском рынке, специальным экоярлыком выделяются товары, прошедшие проверку и т. п.); · приобретение (затраты на приобретение земельного участка или предприятия могут оказаться завышенными; экспертиза состояния окружающей среды и загрязнения земельных участков приобретаемого объекта); · законодательство (необходимость разрешений работы с загрязняющими материалами). Таким образом, экологический аудит – независимое исследование всех аспектов хозяйственной деятельности промышленного предприятия любой формы собственности для установления размера прямого или косвенного воздействия на состояние окружающей среды. Как и всякий вид деятельности, следует его рассматривать с точки зрения системного подхода и системного процесса, в центре которого имеется независимая экоаудиторская фирма или служба. Для того, чтобы созданная организация могла эффективно функционировать, она должна опираться на законы и правила современного экологического менеджмента. В условиях рыночных преобразований независимый экологический аудиторский контроль приобретает функции катализатора для активизации предпринимательской деятельности на принципах экологически безопасного и устойчивого развития.
Список использованной литературы
1. Котлер Ф – Основы маркетинга, М., “Бизнес-книга” “Има-Кросс Плюс” 1995. 2. Эванс Дж., Р. Берман Б. – Маркетинг, М., “Экономика” 1993. Ресурсы Internet: 3. www.sci.aha.ru –сервер «Популярная Наука»
|