Инновационный менеджмент (Кушнир И.В.)

Мотивы и экономические интересы в инновационной деятельности

Основным мотивом инициирования инновационных процессов на предприятии является получение дополнительных конкурентных преимуществ, к которым относятся следующие.

1. Преимущества стратегического характера:

  1. создание благоприятной деловой репутации в глазах потребителей, потенциальных партнеров, инвесторов;
  2. рост эффективности производства за счет модернизации и обновления производственных мощностей;
  3. обеспечение развития предприятия за счет расширения рынков сбыта и диверсификации деятельности.

2. Увеличение рентабельности предприятия вследствие:

  1. временной монополизации рынка и возможности получения сверхприбыли от реализации радикальных новинок;
  2. повышения качества и конкурентоспособности изделий;
  3. увеличения доли продукта на рынке.

3. Снижение издержек хозяйственной деятельности благодаря: реструктуризации деятельности; снижению непроизводительных расходов; экономии энергетических и сырьевых ресурсов за счет внедрения сберегающих технологий; снижению количества брака.

4. Специальные выгоды и льготы:

  1. информационная и правовая поддержка со стороны государства и частных структур;
  2. льготное налогообложение;
  3. льготное кредитование.

Инновационная сфера представляет собой область взаимодействия новаторов, инноваторов и инвесторов. Таким образом, инновационное пространство составляют три составных элемента, определяющих спрос и предложение:

  1. рынок новаций (новшеств);
  2. рынок инновационного предпринимательства;
  3. рынок инвестиций.

Рынок новаций образуют инновационные проекты, нуждающиеся в финансировании и внедрении. Предложение на рынке новаций формируют следующие субъекты инновационной деятельности: научно-исследовательские институты и университеты, малые инновационные фирмы, индивидуальные изобретатели. Инновационные проекты, предлагаемые на рынке новаций, могут находиться на разных стадиях разработки:

  1. идея;
  2. прикладные исследования;
  3. опытный образец;
  4. инновационный продукт, осваиваемый в производстве.

Цена новации определяется коммерциализуемостью новшества, которая зависит от степени разработанности, а также практической и коммерческой значимости.

Рынок инновационного предпринимательства образуют компании, внедряющие и использующие нововведения и ноу-хау. К ним относятся внедренческие фирмы, осуществляющие продвижение инноваций на рынке, а также потребители, применяющие новшества в своей деятельности.

Рынок инвестиций формируют источники капитала, используемого для финансирования процессов нововведений.

В качестве субъектов инвестирования инновационной деятельности выступают: корпорации, банки, инвестиционные фонды, частный капитал, государство, население. Особенность финансирования инновационных процессов заключается:

  1. в потенциальной возможности многократно увеличить вложенный капитал;
  2. высокой степени риска потери инвестиционных вложений.


Евграфова И.Ю. Инновационный менеджмент | Кушнир И.В. Инновационный менеджмент