Теория социального научения Д. Роттера
В 70-е гг. XX века бихевиоризм
представил свои концепции в новом освещении – в теории социального
научения. Согласно теории социального научения Д. Роттера каждый
человек обладает определенным набором действий, поведенческих реакций,
сформировавшихся в течение жизни, – поведенческим потенциалом.
Поведенческий потенциал, по мнению Д. Роттера, включает пять основных блоков поведенческих реакций, «техник существования»:
- поведенческие реакции, направленные на достижение успеха, результата, – служат основанием социального признания;
- поведенческие реакции
приспособления, адаптации – это техника согласования с требованиями
других людей, общественных норм и т. п.;
- защитные поведенческие реакции –
используются в ситуациях, требования которых превышают возможности
человека в данный момент (это такие реакции, как отрицание, подавление
желаний, обесценивание, затушевывание и т. п.);
- техника избегания – поведенческие
реакции, направленные на «выход из поля напряжения», уход, бегство,
отдых и т. п.;
- агрессивные поведенческие реакции –
это может быть и реальная физическая агрессия, и символические формы
агрессии: ирония, критика в адрес другого, насмешка, интриги и
т. п.
Кушнир И.В. Организационное поведение
|