главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск
Каталог статей

канд. техн. наук., профессор Андрианов Ю.С., Лаптева О. В.

Марийский государственный технический университет, Россия

Инновационный бизнес в системе профессионального образования

Формирование инновационной инфраструктуры системы высшего профессионального образования является одним из основных приоритетных направлений политики государства в сфере образования.

В последние годы в вузах проводится углубленная работа по внедрению инноваций и инновационных технологий в образовательную деятельность:

  • создается инфраструктура инновационной деятельности: центры, отделы и институты инновационных технологий, технопарки, инкубаторы бизнеса, инновационно-технологические центры, центры коммерциализации и трансферта технологий, фонды поддержки инновационной деятельности и т.д.;
  • разрабатывается научно-методическое и нормативное обеспечение инновационной деятельности;
  • разрабатываются инновационные образовательные программы, с которыми вузы участвуют в конкурсах инновационных вузов;
  • ведется подготовка кадров для инновационной деятельности, ставшая за достаточно короткий период времени востребованным направлениями подготовки специалистов, способных эффективно управлять и принимать решения в инновационном обществе;
  • используются в учебном процессе элементы дистанционного обучения, Интернет-образования; разрабатываются мультимедийные учебные курсы и электронные учебники и т.д.
  • эффективно применяются новые возможности современных информационно-коммуникационных технологий во всех направлениях деятельности вузов [3].

    Но современной системе развития общества, его устойчивое развитие невозможно также без серьезного взаимодействия образования и бизнеса. Особая задача университета - подготовка специалистов, способных быстро адаптироваться в реальном секторе экономики после окончания учебы. Для этого необходимо уделять пристальное внимание подготовке и формированию у молодежи инновационного и предпринимательского мышления. В этом случае университету необходимо путем модернизации учебного процесса создавать условия для подготовки профессионалов, способных создавать и развивать бизнес. Огромную роль в этом играет участие вуза во внешней среде, развития его инфраструктуры и системности работы [3].

    Обеспечение инновационного характера процессов, происходящих сегодня в высшей школе, возможно только при условии эффективного сотрудничества, интеграции профессионального образования, фундаментальной и прикладной науки, экономики и промышленного производства. Подготовка специалистов высшей квалификации невозможна без вузовской науки, без включения в учебный процесс творческой исследовательской работы, знакомства студентов с последними достижениями науки и техники. Наука и проектные разработки должны вернуться в профессиональное образование, поскольку они неотделимы друг от друга: наука без образования не будет иметь подпитки молодыми кадрами, лишится многих стимулов для развития, а образование без практики не будет отвечать требованиям, предъявляемым современной действительностью.

    Марийский государственный технический университет является одним из «крепких провинциальных вузов» страны. Он представляет собой многоуровневую интегрированную систему непрерывного профессионального образования распределенного типа, включающую в себя подразделения разных уровней: начальное, среднее, высшее, что позволяет обеспечить реформирование профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров по направлениям и специальностям с учетом рынка труда и приоритетов развития экономики и социальной сферы Республики Марий Эл и Приволжского федерального округа.

    В результате создания комплекса получила дальнейшее развитие научно-исследовательская и научно-инновационная деятельность в сфере профессионального образования при совместном использовании на взаимовыгодной основе материальной базы, компьютерных сетей, баз данных и кадрового потенциала университета и присоединенных образовательных учреждений, повысило качество подготовки специалистов всех уровней и обеспечивая развитие университета на основе взаимодействия с бизнесом [1].

    Развивая систему взаимодействия университета и бизнеса (работодателей) как в рамках образовательного процесса, так и в совместных научных исследованиях и разработках, используется кластерная модель (рис.1).

    Рис.1 Научный инновационно-промышленный кластер

    Благодаря действующей системе грантовой поддержки развития научно-инновационной деятельности МарГТУ и принятой системе мер студенты, аспиранты и молодые ученые активно интегрируются в российское научно-образовательное пространство через участие в федеральных научно технических программах, конференциях, конкурсах и выставках.

    Система грантовой поддержки является и технологией выявления талантливой молодежи способной создавать разработки инновационного характера. Для общения студенческой молодежи в университете ежегодно проводятся предметные олимпиады, научные конференции и семинары, конкурсы выпускных квалификационных работ (проектов), конкурсы на лучшую студенческую научную работу, выставки научно-технического творчества студентов, встречи студентов с учеными.

    Развивая модель инновационного бизнеса в университете постепенно выстраивается система и формируется технология прохождения и отбора проектов от генерации знаний до создания бизнес-структур.

    Но нужно иметь ввиду, что изобретение еще не вполне является коммерческим продуктом. Это техническая идея, которая требует материальных затрат на реализацию. Многие предприятия сегодня не готовы идти на материальные затраты, поэтому требуется государственная система мер для осуществления трансферта инновационных вузовских разработок, создание условий, когда изобретатель участвует только на первом этапе этого процесса, а далее он поддерживается другими профессионалами [1].

    Другой путь- это коммерциализация разработок в создаваемых при участии вуза малых инновационных предприятиях (МИП),где на сегодняшний день основная роль принадлежит изобретателю.

    Взаимодействие государства, образования и бизнеса (рис.2) в рамках создания малого инновационного предпринимательства дает свои положительные результаты в решении важнейших социальных задач для общества.

    Рис. 2 Взаимодействие государства, образования и бизнеса

    При правильной организации и стимулировании инновационной деятельности молодых ученых в государственных вузах можно добиться активного вовлечения молодежи в процесс создания в России экономики, основанной на знаниях, в развитие инновационного бизнеса.

    Литература:

    1. Андрианов Ю.С. Создание бизнеса через взаимодействие науки и образования /Ю.С. Андрианов // Интеллект. Инновации. Инвестиции: академический журнал.-Оренбург.- 2001.- № 1- С.183-191.

    2. Материалы к выступлению Министра А. Фурсенко на Правительственном часе в Совете Федерации 02 февраля 2011 года «О реализации государственной научно-технической политики и инновационной деятельности в научно-технической сфере»

    3. Румянцев А.А. Менеджмент инноваций. Как научную разработку довести до инновации: Учебное пособие // СПб. Изд. дом «Бизнес пресса», 2007. – 200 с.