Каталог статей

Говрякова Н.Н., Кондренкова В.И.

Институт образования в условиях формирования инновационной модели развития

В современном обществе практически все социальные институты пребывают в процессе трансформации и постоянной модернизации. В России этот процесс отличается тотальным, всеобщим характером, распространяясь практически на все сферы человеческой жизни.

 Трансформация института образования вызвана потребностями экономики, необходимостью формирования инновационной модели развития, которая требует   подготовки новых высококвалифицированных  кадров и формирования “инновационного человека” -  главного “двигателя” успешного развития. В процессе модернизации системы образования одними из центральных оказываются вопросы формирования инновационных механизмов развития образования и управления инновационными процессами. Образование в данном случае следует толковать объемно — как многомерный порождающий ресурс стратегического порядка гражданской, нравственной, познавательной направленности.

В последние годы стало особенно ясно, что российское образование не оправдывает надежд на развитие и воспитание человека, ориентированного на создание инноваций и их внедрение во все сферы общественной жизни. Проблема не только во внешних причинах: недостаточное финансирование, слабое материально-техническое оснащение, неудовлетворительная подготовка кадров и т.д., она имеет и внутренний характер, связанный с утратой смыслов образования для человека. Кроме того, противоречие современной системы образования  кроется в дисбалансе между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидуумом. Это противоречие заставляет отказаться от абсолютного образовательного идеала (всесторонне развитой личности) и перейти к новому идеалу – максимальному развитию способностей человека к саморегуляции и самообразованию.

Министерство образования и науки признает, что по уровню образования мы отстаем от разви­тых стран, особенно это касается подготовки спе­циалистов, востребованных новой экономикой. Одна из причин -  отсутствие систематического мониторинга образовательных результатов и социальных эффектов на местном, региональном и федеральном уровнях. В этом управление российским образованием отличается от принятой в развитых странах практики, где сбор и анализ информации об эффективности функционирования системы являются важнейшей задачей органов управления образованием. Имеющаяся в России информация о результатах образования носит чрезвычайно фрагментарный и часто субъективный характер. Кроме того, не существует тесной связи между образовательными стандартами и конкретными ожидаемыми результатами общего образования.

Сегодня огромное число россиян, имеющих  диплом об окончании вуза, не умеют даже грамотно писать, не говоря уже о более сложных проявлениях образования. В основе данного феномена лежит  ошибочная установка, что рынок образовательных услуг должен стремиться к равновесию. Действительно, при отсутствии каких-либо ограничений предложение образовательных услуг растет за счет увеличения числа вузов и расширения масштабов их деятельности. Это, в свою очередь, ведет к падению цены обучения в вузах, что и приводит к его максимальной доступности. Поэтому, выстроенная система контроля качества образования с жесткой привязкой к ней механизма финансовой поддержки вузов, создаст условия для сокращения аутсайдеров рынка образования не на 10-20%, а в разы [1]. Такая мера приведет к соответствующему росту конкурса, что, в свою очередь, позволит вузам осуществлять селекцию абитуриентов.

Сегодня совокупный интеллектуальный потенциал России, рассчитанный по методикам ООН, снизился до уровня тридцатилетней давности [2]. И это произошло  не случайно, ведь в России на протяжении последних десятилетий наблюдается небывалое сокращение бюджетного финансирования образования, о чем свидетельствуют данные рис.1, отражающие сравнение финансирования образования  в странах Организации экономического сотрудничества и  в России за последние 10 лет.

 Рис. 1. Расходы на обучение в вузах в странах ОЭСР и России [3].

 Такой разрыв по расходам на образование не позволяет России на равных  конкурировать на мировом рынке высшего образования. В настоящее время ее доля на указанном рынке составляет 0,3% (для сравнения доля стран ЕС – 30%, США и Канады – 31%, Австралии и  Новой Зеландии – 10%) [3]. Это означает, что сокращение расходов на высшее образование в дальнейшем еще больше будет осложнять ситуацию для России, поскольку разрыв со странами ОЭСР вновь начнет увеличиваться.  В то время как  сегодня система образования, выполняя свою основную функцию - образования и подготовки человека, призвана помочь России ответить на вызовы, стоящие перед ней в социальной и экономической сферах, в обеспечении национальной безопасности и укреплении институтов государства.

Этот процесс требует модернизации  государственной политики в сфере образования, который должен быть направлен на обновление учебных программ, подготовки новых кадров, внедрения эффективных моделей оплаты труда, развития системы непрерывного образования.  Эти обновления должны быть  направлены на устранение перегруженности учебных планов, изменение методов обучения, расширив те, которые формируют навыки самообучения, создание механизмов систематического обновления содержания образования всех уровней, ликвидацию отставания от мировой науки в стандартах и качестве преподавания социальных наук, увеличение доли открытого образования в учебных программах всех уровней. 

Решение перечисленных задач требует финансовые затраты на освоение новых идей и их материально-техническое обеспечение. Деньги необходимы не только на приобретение оборудования, необходимого для подготовки и организации нововведения, но и для повышения заработной платы преподавателей до уровня, привлекающего в образование эффективные кадры; для финансирования информатизации образования, обеспечивающего модернизацию его методов и технологий, перехода к открытому образованию, а также для  формирования новых институтов системы образования, обеспечивающих полную мобилизацию средств населения и предприятий, эффективного использования этих и бюджетных средств, и на этой основе высокого качества и возможностей широкого выбора образовательных программ и услуг.

Инновационная деятельность создаёт условия «перепрограммирования» оснований или «самостроительства субъекта». Образуется неотъемлемое условие модернизации общества – освоение людьми новых социальных навыков и ролей, развития культуры социального поведения граждан с учетом открытости общества, его быстрой информатизации, роста динамики изменений. Приоритетами образования для модернизации общества являются:

1.Облегчение социализации через формирование ценностей;

2.Противодействие негативным социальным процессам, вытеснение асоциального поведения;

3.Обеспечение социальной мобильности в обществе через поддержку наиболее талантливых и активных молодых людей;

4.Поддержка вхождения новых поколений в глобализированный мир, в открытое информационное сообщество;

5.Реализация ресурса свободы, поля выбора для каждого человека, получающего образование, инвестирующего в себя [4].

Формирование у граждан компетенции “инновационного человека” является одной из важнейших задач и Стратегии 2020, в которой указывается на необходимость обеспечения населения обучению навыкам инновационного предпринимательства, ведь для инновационного бизнеса правильный выбор идеи имеет принципиальное значение и фактически является залогом будущего успеха или, наоборот, неудачи. Можно сказать, что постоянный поиск новых идей является «двигателем» инновационного предпринимательства и, в достаточно высокой степени, научно-технического прогресса в целом. Чтобы выполнить эти требования, необходимо обеспечить открытость системы образования разнообразным воздействиям со стороны общества, государства и экономики при сохранении ее внутренней целостности и поддержании высоких академических стандартов.

Модернизация страны опирается на модернизацию образования, на его содержательное и структурное обновление. Разумная государственная политика в отношении наук и образования требует бережного отношения к уже достигнутым результатам, заботы о сохранении кадрового состава, своеобразного государственного протекционизма во взаимоотношениях с научной сферой в новых условиях её существования. Поэтому необходимо сделать все возможное для ресурсной обеспеченности образовательной и научной сфер. Однако ресурсы должны направляться не на консервацию системы, а на ее эффективное обновление. Консервировать даже то, что когда-то было лучшим в мире – значит, заведомо гарантировать отставание.

Российская система образования должна перейти из режима выживания в режим развития, а российское общество должно перейти от режима бюджетного содержания своей системы образования к режиму инвестирования в нее.

Литература:

1. Портал “Перспективы”. Е.В.Балацкий “Проблема рационирования высшего образования” 2010 год. Реж. доступа: [сылка более недоступна}

2. Единый реферат-центр России и СНГ. О.Н.Ревво “Состояние современного российского образования” 2007 год. Реж. доступа: [сылка более недоступна}

3. “Прогноз  развития  высшего  образования  в  России”:

– М. : МАКС Пресс, 2009-2011 гг. / Под ред. Т.Л. Клячко

– 404 с. – (Серия: «Управление. Финансы. Образование»). – 2009 год

Расходы на обучение в вузах в странах ОЭСР и России.

4.  “Ведущие тенденции в развитии современного образования”. Реж. доступа: [сылка более недоступна}