Каталог статей

Чикарь Н.Г.

Пути сокращения бюджетного дефицита Украины

После перехода Украины к рыночной экономике проблема роста дефицита бюджета оставалась нерешенной достаточно долгий период времени. Учитывая, что денежная эмиссия и привлечение средств на внешних финансовых рынках доказали несостоятельность, начался поиск новых инструментов. Иными словами, бюджетный дефицит всегда был  для правительства страны актуальной проблемой, решение которой требует глубоко анализа и применения эффективной политики управления им.

Бюджетный дефицит многие расценивают как негативное явление: его финансирование на основе денежной эмиссии ведет к инфляции, с помощью не эмиссионных средств - к росту государственного долга. Однако сторонники кейнсианской парадигмы обращают внимание на положительное влияние дефицитного финансирования. С этой точки зрения, последнее расширяет совокупный спрос, что детерминирует рост производства и занятости.

Государственные бюджеты западных стран с развитой рыночной экономикой продолжают оставаться хронически дефицитными. Нормальным считается дефицит бюджета, соответствующий уровню инфляции в стране и колеблющийся в диапазоне 2-3% ВНП. Такой дефицит государственного бюджета финансируется за счет эмиссии государственных ценных бумаг. В условиях относительно устойчивого экономического положения использование данного инструмента способствует росту ВВП. Но в нашей стране размещение облигаций государственного долга не имеет смысла, поскольку их в основном выкупает один из двух государственных банков, на увеличение капитала которых из госбюджета регулярно выделяются средства. Что касается инвесторов, то их внимание от таких вложений отвлекают нестабильность национальной валюты и низкие доходы [1].

Наиболее реальными механизмами ликвидации дефицита госбюджета можно рассматривать следующие:

· удержание роста социальных программ;

· снижение налоговой нагрузки и диверсификация базы налогообложения. Компенсация нехватки средств возможно за счет увеличения налогов на операции физических лиц с недвижимостью или введения налога на недвижимость, увеличение подоходного налога;

· передача в бюджет части доходов НБУ;

· активизация диалога с международными финансовыми институтами, расширение кредитных линий для государственного сектора экономики и высвобождение таким образом части бюджетных средств.

Сейчас Украине необходимо перераспределять бюджетные ресурсы более эффективно. Особенно это касается ресурсов для предоставления услуг социальной защиты, чтобы они стали более целенаправленными. Кроме этого, больше внимания должно уделяться защите инвестиционных проектов инфраструктуры.

Национализация проблемных банков - один из аспектов реабилитации банковского сектора. Если банки системные, то в результате их развала могут возникнуть проблемы для целого банковского сектора, что служит поводом для государства защитить финансовую систему, предоставив дополнительный капитал этим банкам. Если же банки не системные, то проще их сократить, и сохранить депозиты через фонд гарантирования вкладов, других инструментов.

Существует мнение, что внедрение плавающего курса способно решить проблему с платежным балансом. Девальвация важна для установления реального курса гривни. Украина нуждается в улучшении конкурентоспособности, и валютная политика может в этом помочь. Нужно поддерживать валютную политику фискальными мерами, создавать условия, при которых курс регулировался бы через более жесткую монетарную политику, определить критерии выделения рефинансирования банковской системы.

По прогнозам аналитической группы Fitch Ratings в Украине в 2009 г. прогнозируется уменьшение реального ВВП на 3.5%. Согласно прогнозу, инфляция в 2009 г. снизится до 17.5% по сравнения с показателем этого года – 25%. В течение следующего года финансирование внешнего долга будет самой сложной задачей для экономики и, особенно, это касается банковского сектора. В отношении фискальной политики Украине придется сократить расходы в связи со снижением доходов в 2009 г. До 2010 г. Украина планирует внедрить таргетирование инфляции, которое будет основываться на индексе реальных цен. Наиболее эффективный метод борьбы с инфляцией — сокращение бюджетного дефицита (18,5 млрд. грн.). Если бы КМУ учел этот момент, то стало бы возможным не только урезать экономически необоснованные социальные программы, но и сократить объем внешних заимствований (8,1 млрд. грн.), а значит — снизить влияние монетарного фактора на рост цен [3].

Для выравнивания дисбалансов экономики Украины необходимо привлекать средства международных финансовых организаций. Средства МВФ и ВБ являются механизмом поддержания финансовой стабильности до тех пор, пока не начнется восстановление на экспортных рынках. Такой источник финансирования бюджетного дефицита является наиболее эффективным, так как не отвлекает финансовые ресурсы из внутреннего денежно-кредитного оборота. Однако привлеченные средства должны быть направлены исключительно под инвестиционные проекты.

Кроме кредита от  Международного валютного фонда (МВФ), первый транш которого не был использован достаточно эффективно, предусмотрено сотрудничество со Всемирным Банком (ВБ). Разработанная для этого программа включает три направления:

· поддержка структурных реформ, которая осуществляется через предоставление правительству займа на политику развития ($500 млн.) [3].

· поддержка для реабилитации банковского сектора. Это будет реализовываться вместе с МФУ, НБУ и МВФ, ЕБРР и другими донорами.

· инвестиции в инфраструктуру.

Составление правительством Украины плана действий на случай непринятия Закона «О государственном бюджете на 2009 год» можно расценивать как ситуацию, при которой будут использоваться старые нормативы. Это приведет к углублению дисбаланса в экономике, а так же снижению эффективности действий по управлению экономикой.

Кроме того, планы КМУ в 2009 г. на приватизацию ОАО "Укртелекома", "Одесского припортового завода", ОАО "Турбоатом" и ТЭК преследуют только одну цель - получение доходов в государственный бюджет. Учитывая ситуацию в мировой экономике, приватизация данных объектов имеет все шансы оказаться неэффективной. Согласно утвержденным правительством условиям приватизации, акции данных объектов должны были быть проданы на фондовых биржах. В 2007 г. их стоимость оценивалась приблизительно в $420 млн. Однако приватизация станет возможной только по окончании экономического кризиса, а до этого выставляемые на продажу объекты могут не найти покупателей [2].

Покрытие дефицит бюджета, направленного на текущее потребление, планировалось за счет приватизации. Однако общая стоимость имущественных прав государства составляет всего 28 млрд. грн. Такой ресурс является недостаточным для ежегодного покрытия дефицита государственного бюджета, поэтому Украине необходимо искать новые источники финансирования.

Таким образом, для украинской экономики опасен не бюджетный дефицит, а непродуманная политика управления им. Увеличивая инвестиционную составляющую расходов и привлекая для этого дешевые заемные ресурсы, Украина может получить дополнительный катализатор экономического роста.

Литература:

1. www.investory.com.ua

2. Дарпинянц В. Банкуют // «Контракты», - № 03 от 21.01.08

3. Билоусова Н. «Мировой» рецепт для выздоровления // «День»,-№223 от 06.12.08