главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Каталог статей | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лайпанов К.Д., аспирант кафедры «Экономика народного хозяйства», Научно-Исследовательского института Счетной Палаты РФ (НИИ СПРФ) Оценка развития цементной промышленности и повышение ее конкурентоспособности на примере Карачаево-Черкесской РеспубликеЦементная промышленность является базовой отраслью в комплексе отраслей, производящих строительные материалы. Особенность цементной промышленности заключается в том, что она в основном сконцентрирована на внутреннем рынке и по причине неудобства транспортировки цемента чаще всего сильно локализована. В России насчитывается 51 цементный завод. Больше всего предприятий по производству цемента размещено в Сибирском, Центральном и Приволжском федеральных округах. По уровню мощности предприятий лидируют Центральный и Южный федеральные округа. Северокавказский федеральный округ представлен цементным заводом ЗАО «Кавказцемент», которой расположен по адресу г.Усть-Джегута, Карачаево – Черкесской Республике (КЧР). ЗАО «Кавказцемент» является одним из ведущих предприятий цементной промышленности. Завод был введен в эксплуатацию еще в 1974 году. На сегодняшний день завод является крупнейшим производителем высококачественного цемента на Северном Кавказе. Завод оснащен четырьмя вращающимися печами, работающими по мокрому способу производства. В качестве топлива могут использоваться как мазут, так и газ. Сырьевой базой для завода служат Джегутинское месторождение известняка и глины [7] . Основные экономические показатели ЗАО «Кавказцемент» представлены в таблице 1. Данные таблицы 1 показывают, что за рассматриваемый период ЗАО «Кавказцемент» увеличилось выручка от реализации на 542531 тыс. руб. по отношению к 2008 на 292378 тыс. руб. по отношению к 2010 году, что свидетельствует о налаженном темпе производства и сбыта готовой продукции. Себестоимость реализованной продукции увеличилась на 28% в 2009 году и на 5% в 2010 – 5%. Это связано с увеличением объема производства готовой продукции, а так же дополнительных затрат по переработке давальческого сырья. В связи с этим затраты на 1 руб. реализованной продукции также возросли на 22% по отношению к 2010г. Таблица 1 Основные экономические показатели ЗАО «Кавказцемент» за 2008 – 2010, тыс. руб.
За последние три года можно наблюдать значительное увеличение валовой прибыли предприятия, темп роста в 2009 г. по отношению к 2008 г. составил 122%, а в 2010 г. по отношению к 2009 г. -139%. Так как увеличился объем реализованной продукции, увеличилась и прибыль, следовательно это повлекло за собой увеличение налога на прибыль предприятии. Цементная отрасль Карачаево-Черкесии имеет весьма большое значение для Северокавказского федерального округа. На республику приходится от 15-25% Северокавказского производства цемента. Рост производства прежде всего связан с развитием строительства на олимпийских объектах в Сочи, а также с реализацией федерально-целевой программой «Жилище» и нацпроекта «Доступное и комфортное жилье гражданам России». Успешное функционирование цементных заводов обусловлено детерминантами, которые определяют конкурентоспособность предприятия. Несмотря на то, что исследованию конкуренции и конкурентоспособности посвящены многие работы, анализ механизмов обеспечения конкурентоспособности предприятий в полной мере не изучен. Наиболее известные в России научные труды связаны с именами таких авторов, как Ж. Ж. Ламбен, М. Портер, Г. Минцберг, К. Эндрюс, А. Чандлер, Г. Стейнер. Основной вклад в формирование понятия конкурентоспособности внес М. Портер. Его самые известные модели — «пять сил конкуренции» и «цепочки ценностей» — известны во всем мире. Опираясь на эти базовые модели, М. Портер выполнил анализ детерминант конкуренции и воздействующих на нее глобальных сил. В отечественных исследованиях, посвященных конкурентоспособности, можно встретить следующие определения: Т. А. Гайдаенко определяет конкурентоспособность предприятия как комплексное понятие, дающее относительную характеристику отличий процесса развития данного предприятия от предприятий конкурентов как по степени удовлетворения своими товарами (услугами) конкретной потребности, так и по эффективности производственной деятельности [2]. Р. А. Фатхутдинов дает определение конкурентоспособности организаций как способность производить конкурентный товар или услугу [6,1]. Проведенный автором анализ конкурентных преимуществ цементной промышленности КЧР показывает не только существующую ситуацию в республике, но также указывает направление будущего развития цементной отрасли. Согласно теории М. Портера, развитие конкурентоспособности цементной промышленности КЧР осуществляется по четырем стадиям: • конкуренция на основе факторов производства; • конкуренция на основе инвестиций; • конкуренция на основе нововведений (инноваций); • конкуренция на основе богатства [4, 5]. • на первой стадии — благодаря факторам производства: природным ресурсам, благоприятным условиям для производства цемента, квалифицированной рабочей силе (обеспечивается одной детерминантой); • на второй стадии — на основе инвестирования в технологии, лицензии (обеспечивается тремя детерминантами); • на третьей стадии — за счет создания новых видов продукции, производственных процессов, организационных решений и других инноваций путем действия всех составляющих «ромба»; • на четвертой стадии — за счет уже созданного богатства и опирается на все детерминанты, которые используются не полностью. Детерминанты конкурентоспособности цементной промышленности приведены в таблице 2. Условия спроса объясняются высокими темпами роста валового регионального продукта, а также внутренним платежеспособным спросом. Позиции в «ромбе» обладают свойством взаимного усиления: они составляют систему. Два элемента — внутренняя конкуренция и факторные условия — особенно сильны в превращении «ромба» в единую систему - внутренняя конкуренция в связи с тем, что она стимулирует совершенствование по всем остальным ключевым позициям, а факторные условия — по причине усиления взаимодействия элементов «ромба». Преимущества КЧР, описываемые моделью Портера, а также благоприятная текущая ситуация в республике говорят о том, что КЧР имеет существенный потенциал для перехода к третьей, инновационной стадии конкурентного развития цементной промышленности. Таблица 2 Модель «ромба» конкурентных преимуществ цементной промышленности КЧР
Примечание. Принятые обозначения: «—» — детерминанты не используются; «+» — детерминанты используются частично; «+++» — детерминанты используются полностью Залог экономической устойчивости предприятий цементной промышленности — это их конкурентоспособность. Важный показатель конкурентоспособности предприятия на внутреннем рынке и необходимое условие для сбыта продукции на внешнем рынке — это эффективно работающая система качества. Поэтому большинство предприятий сегодня больше внимания уделяют качеству выпускаемой продукции. Важное внимание уделяется вопросу транспортировки и хранения цемента. Потери цемента при неправильной перевозке значительно превышают нормативные. Нельзя допускать доставку цемента в вагонах навалом, разгружать его вручную, хранить навалом под навесами и в сараях, перевозить и многократно переваливать с одного вида транспорта на другой. В последнем случае можно избежать потерь, если доставлять не цемент, а цементный клинкер, качество которого не теряется при транспортировании и хранении, и на нужном месте его можно помолоть и получить свежий цемент высокой активности. Перевозка цемента должна осуществляться в специализированных транспортных средствах. При транспортировании в цементовозах потери цемента при погрузочно-разгрузочных работах в среднем в 10 раз меньше, чем в крытых вагонах, в 40 раз меньше, чем в открытом подвижном составе. Важным компонентом конкурентоспособности предприятий цементной промышленности служат работы по формированию имиджа предприятий для обеспечения узнаваемости продукции и торговой марки, образа, формирование ассоциаций для дальнейшего успешного позиционирования на рынке. Предприятия цементной промышленности, желающие достичь серьезных результатов в своей хозяйственно-экономической деятельности, должны осуществлять стратегическое планирование развития предприятий, преследуя следующие цели: • эффективное распределение и использование ресурсов, («внутренняя стратегия»); • адаптация к внешней среде; • формирование имиджа предприятия для обеспечения узнаваемости продукции и торговой марки. Повышение конкурентоспособности продукции российской промышленности возможно на основе технологического переоснащения и подъема наукоемких отраслей производства. При этом определенный резерв заложен в применении новых схем управления производством, использовании маркетинговых инструментов для продвижения продукции. В свою очередь, повышение уровня технологической дисциплины производства позволит при малых затратах получить хорошие результаты. Суть состоит в том, что на базе новых средств контроля, имеющихся сегодня, можно существенно улучшить организацию управления добычей сырьевых материалов в карьерах, наладить контроль и стабилизировать минералогический и химический составы сырьевой смеси, стабилизировать качество помола сырьевой смеси, обжигаемого сырьевого материала и цемента, что позволит в конечном итоге оптимизировать количество вводимого цемента в бетон.
Литература: 1. Витт О.С. Современное состояние отечественной цементной промышленности и проблемы повышения ее конкурентоспособности// Национальные интересы, приоритеты и безопасность, №17(11)-2011, С. 48 2. Гайдаенко Т. А, Маркетинговое управление. Полный курс МВА. Принципы управленческих решений и российская практика. М.: Изд-во «Эксмо», 2005. 3. Донцова Л. В., Никифорова Н. А. Бухгалтерская финансовая отчетность и ее анализ. М.: ТОО «ИнтелТех». 1996. С. 152, 4. Портер М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 1993. С. 52, 5. Портер М. Конкуренция / пер с англ. М.: Издательский дом «Вильямс» 2000. С. 608. 6. Фатхутдинов Р. А. Менеджмент как инструмент достижения конкурентоспособности // Вопросы экономики. 1997. № 5. С. 118. 7. Топсахалова Ф. М. - Г. / Рычаги и инструменты инвестиционной привлекательности на Юге России. с. 163 8. Федеральная служба государственной статистики (Росстат): официальный сайт. URL: [сылка более недоступна}
|