Каталог статей |
Сапрыкина Г.Н. Маркетинговые исследования в туристическом бизнесеТуризм постоянно испытывает негативные последствия природных катастроф и участившихся террористических актов, но для российского туризма этим все не ограничивается. Ситуация осложняется тем, что за последние несколько лет уменьшения количества туристических фирм не произошло, но в то же время не наблюдается заметного увеличения объема потребительского рынка за счет тех, кто включает отдых в разряд потребностей первой необходимости.В условиях рыночного хозяйства для успешной работы его субъектов особое значение приобретают глубокие знания рынка и способность умело применять современные инструменты воздействия на складывающуюся на нем ситуацию. Сердцевина маркетинга в туризме - ориентация бизнеса на успешное решение рыночных задач. Несмотря на таки положительные факторы развития туристического бизнеса как: · увеличение доли туристов, отправляющихся в зарубежные поездки два и больше раз в год; · увеличение доли туристов, получивших статус их постоянных клиентов (объем таких постоянных клиентов составляет около 25-30% от всех туристов); · увеличение доли Российских туристов, выбирающих вариант тура или турфирму не столько по рекламным объявлениям, сколько по советам друзей и знакомых, на себе проверивших уровень и качество предлагаемых турфирмами услуг. Последствия таких положительных тенденций для многих турагентств прогнозируются не столь оптимистичными, так как при этом снижается число туристов доверяющих рекламным объявлениям, за которых можно вести активную борьбу. В этих условиях турагентства для укрепления собственных позиций, как правило, выбирают одинаковые пути обеспечения выживания: · расширяют спектр своей работы; · подбирают на работу универсальных менеджеров, которые могут активно продавать любые направления; · более широко пользуются в интернете различного рода поисковыми системами или сайтами операторов для быстрого доступа к актуальной информации по турам; · ориентируются на работу с туроператорами наиболее сильными и предлагающими более широкий спектр услуг. Таким образом, основная задача турагентств – быть готовыми к любым возможным изменениям и построить свою работу так, чтобы конечные результаты их работы минимально зависели от локальных колебаний спроса на туристическом рынке. Не случайно, все чаще и чаще крупные операторы, вчера благополучно и стабильно работавшие по «своими» традиционным направлениям, сегодня постоянно заняты поиском новых туров, тем самым посягая на «чужие приоритеты» и внося дополнительные факторы в дестабилизацию рынка. Число многопрофильных операторов постоянно множится, и признаков сокращения этого процесса пока не видно. Поиск новых возможностей для развития своего бизнеса повышает интерес туроператоров к новым путям получения достоверной информации о туристическом рынке. В этих условиях маркетинговые исследования становятся не просто данью моде, а реальной насущной потребностью и практически единственной возможностью получения информации, необходимой для принятия правильных решений. Можно выделить несколько основных групп заказчиков, наиболее заинтересованных в проведении маркетинговых исследований в туризме. Во-первых, это национальные представительства зарубежных стран, национальные туристические организации, в задачи которых входит как отслеживание уровня интереса к своим странам со стороны российских туристов и турфирм, так и поиск путей эффективного продвижения своего направления на российском рынке. Во-вторых, это наиболее активные и продвинутые туроператоры, стремящиеся не только удержать свои уже завоеванные позиции, но и найти новые для себя направления развития бизнеса. В-третьих, это организации и фирмы, чья работа тесно связана с туризмом (рекламные, юридические, информационные). Для первой и третьей групп необходимость такого рода исследований рынка, скорее, носит эпизодический характер, так как они в меньшей степени зависят от текущих колебаний и изменений на туристическом рынке. Что касается туроператоров, то их зависимость от конъюнктуры рынка огромна и постоянна. Серьезное отношение к маркетинговым исследованиям – своего рода показатель будущей работы туроператоров, залог их дальнейшего успеха.
|