Каталог статей

Булычева А. А.

Кадровая стратегия в библиотечно-информационных учреждениях республики Мордовия

Управление персоналом является средством реализации кадровой политики организации. Цель кадровой политики – обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава в соответствии с потребностями самой организации, требованиями действующего законодательства и состоянием рынка труда.

Состояние кадров библиотечно-информационного учреждения, уровень его квалификации и профессионализма, способность наемных сотрудников оптимально решать стоящие перед ним производственные задачи напрямую зависит от тех теоретических подходов и практических методов работы с людьми, которые используют в своей повседневной работе руководители библиотек. Иными словами, они сопряжены с реализуемой библиотекой кадровой стратегией.

Кадровая стратегия – это, прежде всего, концепция работы с персоналом, концепция формирования, использования и развития человеческого ресурса. Это генеральная линия в работе с персоналом, которая предполагает разработку состава и последовательности принимаемых решений для достижения системой управления персоналом поставленных целей, это замысел организации своего будущего в области управления персоналом. 

Для воплощения в жизнь определенной кадровой стратегии, необходимо проводить объективный анализ динамики изменений кадровой ситуации в библиотеках. Согласно точке зрения Э. Р. Сукиасяна [1] в библиотеках страны, можно выявить ряд  следующих тенденций: персонал стареет с каждым годом; сокращается число профессионалов; профессиональные учебные заведения не обеспечивают приток молодых кадров. Это с полной мерой относится и к муниципальным библиотекам Республики Мордовия (РМ).

Система  библиотек Министерства культуры РМ стабильная и устоявшаяся (на 2010 г. в системе действовало 548 библиотек). Основой персонал­-стратегии библиотек является постоянный анализ библиотечных кадров и составление кадрового прогноза – системы представлений о направлениях развития и будущем состоянии персонала, а также меры по закреплению кадров, их стабилизации.

Количество библиотечных сотрудников в 2009 г. составило 1051 человек (минус 45 к 2008 г.), в том числе по муниципальным библиотекам – 892 человека (минус 25 к 2008 г.). Высшее образование имеют 459 человек (в т. ч. высшее библиотечное – 149); по муниципальным библиотекам – 309 (в  т. ч. высшее библиотечное – 84); среднее специальное образование – 545 человек (в т. ч. библиотечное – 396); по муниципальным библиотекам – 536 (в т. ч. библиотечное – 388). В целом в публичных библиотеках республики  библиотечное образование имеют 51,7 % (2008 г. – 52,6 %) от общего числа библиотечных работников, по муниципальным библиотекам – 52,8 % (2008 г. – 54, 4 %). Устойчивая тенденция к сокращению общего числа библиотечных работников наблюдается с 2002 г. За это время количество библиотечных специалистов в муниципальных библиотеках Республики Мордовия уменьшилось на 81 человек, в т. ч. с высшим библиотечным образованием – на 12. При этом наблюдается тенденция увеличения сотрудников с высшим образованием (+34). Этот факт объясняется тем, что в последнее время в библиотеки приходят работать специалисты, имеющие высшее небиблиотечное образование.

С каждым годом все более обостряется проблема старения кадров. В муниципальных библиотеках республики на 01.01.2010 г. 8,6 % составляют сотрудники в возрасте до 30 лет; 59 % от 30 до 50 лет; 32,4 %  – свыше 50 лет. Каждый год количество сотрудников в возрасте свыше 50 лет в среднем увеличивается на 2 %. Сокращение числа библиотечных специалистов  повлияло на уменьшение количества «стажистов». Если на 01.01.2009 г. число библиотечных специалистов со стажем работы свыше 10 лет составляло 605 человек, то на 01.01.2010 г. – 572 [2].

В библиотеках республики всегда велась работа с резервом на выдвижение, омолаживалось руководство производственными участками. Однако сегодня многие руководители стараются максимально сохранить опытные и квалифицированные кадры. В связи с этим, проблемы кадровой политики и работы с резервом по-прежнему имеют важное значение. В каждой библиотеке должна действовать программа развития персонала. Авторы Е. Б. Артемьева, Т. А. Жданова, Л. А. Кожевникова [3] отмечают, что программа развития персонала библиотеки выступает показателем культуры и внутренней зрелости библиотеки как организации. Блоками такой программы могут быть: профессиональная ориентация и социальная адаптация; оценка результатов деятельности; подготовка и обучение кадров; развитие потенциала руководства; управление повышением по службе и система вознаграждений; повышение удовлетворенности трудом. В подобных программах значительное место должно уделяться вопросам формирования кадрового резерва. Причем это не только резерв руководящего состава библиотеки (директоров, их заместителей, зав. отделами), но и резерв зав. секторами, группами, ведущих специалистов. Для этого выбираются работники по результатам оценки их базового образования, профессиональных знаний, умений, деловых и личных качеств, авторитета в коллективе и др., а также личных склонностей и карьерных устремлений. Для каждого резервиста составляется индивидуальный план, в котором предусматривается подготовка в библиотечных учебных заведениях (если это требуется) или в системе повышения квалификации.

Возможности получения высшего образования в стране достаточно разнообразны и доступны. В этом ряду стоит и МордГУ им. Н. П. Огарева (ИНК, кафедра библиотечно-информационных ресурсов).

 Известно, что не все профессиональные знания и навыки приобретаются опытом, поэтому необходимо получать библиотечное образование, повышать свою квалификацию.

На базе Национальной библиотеки им. А. С. Пушкина постоянно проводится изучение профессионального уровня кадрового состава системы муниципальных библиотек республики. Инструментарием такого исследования является примерная профессиограмма, разработанная в Национальной библиотеке им. А. С. Пушкина. Использование профессиограммы помогает выявить уровень профессиональной квалификации работников библиотек и определить основные направления в системе повышения квалификации. Для начинающих специалистов организована школа библиотечного минимума, для начинающих руководителей – недельная стажировка в Национальной библиотеке им. А. С. Пушкина.

Современная ситуация в библиотечной отрасли характеризуется кардинальными и динамичными изменениями: интенсивный процесс информатизации и внедрение компьютерных технологий, расширение информационного поля знаний, появление новых категорий пользователей, усложнение их запросов и др., все это требует непрерывного образования. Однако отсутствие необходимых средств для регулярного повышения квалификации сотрудников всех уровней, привело к тому, что зачастую только сотрудники головных библиотек имеют возможность повысить квалификацию за пределами РМ. Основным способом повышения квалификации остаются республиканские, городские, районные семинары и совещания.

Для решения проблем оптимизации кадровых ресурсов в Республике Мордовия, обеспечения профессионального развития библиотечных кадров, адекватного требованиям времени, по нашему мнению, необходимо следующее:

– тщательно отслеживать динамику уровня образования и стаж работников библиотек, проводить регулярный мониторинг состава и тенденций формирования кадров библиотек, как в разрезе отдельных районов, так и в целом по Республике Мордовия;

– обеспечивать дифференцированный подход к формированию групп для обучения и переобучения, объединять усилия библиотек различных систем и ведомств, высших библиотечных учебных заведений для работы по повышению профессионализма библиотекарей, оптимизации системы непрерывного библиотечного образования;

– создание стимулов для реализации кадровой стратегии библиотеки.

Литература:

1 Сукиасян Э. Р. Новые подходы, иные решения / Э. Р. Сукиасян // Науч. техн. б-ки. – 2004. – № 6. – С. 54–63.

2 Чавкунькина О. И. Муниципальные библиотеки Республики Мордовия в 2009 году / О. И. Чавкунькина. Саранск, 2010. С. 20-31.

3 Артемьева Е. Б. Библиотека в системе общественных отношений региона / Е. Б Артемьева, Т. А. Жданова, Л. А. Кожевникова. Новосибирск, 1999. 240 с.