Каталог статей

Ангелина И. А. , Полякова Н. И.

Проблемы и перспективы развития рынка аудиторских услуг Украины

Основной целью написания данной статьи является освещение проблем развития отечественного рынка аудиторских услуг, выявление положительных и отрицательных тенденций в изучаемом процессе и предложение возможных направлений по развитию и совершенствованию аудиторской деятельности в Украине.

Актуальность данной темы не вызывает сомнения и основывается на том, что наша страна только стоит на пути формирования качественной аудиторской деятельности, в отличие от зарубежных стран, которые имеют достаточно долгую историю становления и совершенствования аудита. Отсюда можно выделить ряд первостепенных задач, которые стоят перед исследователями данного вопроса, решение которых даст возможность глубоко проанализировать ситуацию на рынке аудиторских услуг в Украине и  выделить основные направления его совершенствования:

1. Выявление положительных результатов становления и организации аудиторской деятельности.

2. Определение отрицательных тенденций в изучаемом процессе и факторов их вызывающих.

3. На основании полученных данных сформулировать выводы и предложения.

В связи с переходом Украины к рыночной модели хозяйствования возникла объективная необходимость в независимом профессиональном контроле за деятельностью хозяйствующих субъектов и ее результатами. Отчетностью, как единственным источником информации, интересуются: потенциальные инвесторы и поставщики, реальные кредиторы; акционеры и собственники; государство; персонал. То есть ряд общественных групп хотят перестраховаться путем получения от независимого профессионала подтверждения данных финансовой отчетности. Именно поэтому аудит стал  необходим странам с рыночной экономикой в целом и  Украине в частности.

К позитивным результатам внедрения и организации аудита в нашей стране можно отнести следующие факты:

1. Принятие Закона Украины «Об аудиторской деятельности» № 3125-XII от 22.04.1993 г в редакции №140-V от 14.09.2006 г

2.Основание  Аудиторской палаты Украины и Союза аудиторов Украины как независимых  от государства организаций, контролирующих соблюдение установленных правил аудиторами - с одной стороны и защищающих их профессиональные интересы - с другой. Причем АПУ с января 2001 года начала выполнять контрольные функции по соблюдению практикующими аудиторами требований Закона "Об аудиторской деятельности", Национальных нормативов аудита и Кодекса профессиональной этики аудитора Украины. Однако необходимо более четко законодательным путем закрепить права и ответственность этих организаций (и аудиторов перед ними) в части осуществления такого рода контроля.

3. Последовательная легализация международных аудиторских стандартов.

4. Организация сертификации  в аудиторы в соответствии с международными стандартами аудита.

5. Внедрение обязательного ежегодного повышения квалификации практикующих аудиторов, а  через каждые 5 лет – подтверждение сертификации путем сдачи квалификационного экзамена

В свою очередь необходимо выявить проблемы, которые  сдерживают благоприятное развитие отечественного рынка аудиторских услуг.

Это, прежде всего, вопрос о качестве предоставления аудиторских услуг отечественными фирмами и отдельными аудиторами. В настоящее время Аудиторская палата Украины вместе с Союзом аудиторов Украины и Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку Украины осуществляют мониторинг аудиторских заключений. И это не дает желаемых результатов, так как примеров некачественного аудита в  аудиторских выводах и заключениях можно найти массу. В это же время почти во всех странах Европы существуют специальные институции, которые на постоянной основе осуществляют мониторинг работы аудиторских фирм (аудиторов). Цель внешнего контроля за качеством работы аудиторов — убедиться в том, что аудиторы, удовлетворяя потребности общества, выполняют работу высшего качества, и укрепить у общественности (не налоговой инспекции или заказчика) уверенность в высоком профессиональном мастерстве аудитора.

Существуют и проблемы оперативного (выборочного) контроля за аудиторской деятельностью со стороны АПУ. Ведь существует реальная необходимость в проведении плановой методической  работы по проверке действующих субъектов аудиторской деятельности на предмет соблюдения ими требований национальных нормативов и Кодекса профессиональной этики аудитора Украины. Данная проверка будет направлена не на уменьшение числа аудиторов, а на их ориентацию, на недопущение ошибок в будущей деятельности.

Что касается влияния "теневого" бизнеса на развитие аудита в Украине, то оно существует и, конечно, отрицательное. Но есть уверенность в том, что с уменьшением объемов теневых схем, значение аудита будет возрастать.

Немаловажной является проблема стоимости услуг аудитора. Аудитору следует платить за диагноз,  оценку эффективности, за обнаруженные резервы и упущения и так далее. Это с одной стороны. А с другой - рынок - это всегда договорная цена. Известно, в аудиторских фирмах "большой пятерки" разговор начинают от $10000. Необходимо  помнить  такое правило: какова цена - таково и качество. Те, кто работает в аудите на украинском рынке, начиная с 1994  по 1995 гг.  - по существу могут приравниваться к профессионалам. Это также следует учитывать при заключении договора с аудиторской фирмой.

В заключении следует отметить, что отрицательное влияние вышеперечисленных и еще ряда других немаловажных проблем отечественного аудита можно снизить путем реализации следующих предложений:

1. Формирование АПУ и САУ списка специальных институций, вместе с которыми на постоянной основе осуществлялся мониторинг работы аудиторских фирм (аудиторов) и решались актуальные  экономические проблемы.

2. Отечественные аудиторы должны  более ответственно относиться к страхованию своей профессиональной ответственности перед клиентом.

3. Полнота реализации принципов аудита, в частности принципа независимости. На наш взгляд, с этой целью крупные аудиторские компании постепенно перестают предоставлять аудиторские и консультационные услуги одним и тем же клиентам.

4.Необходимо совершенствовать Программу повышения квалификации аудиторов, путем внесения в нее  соответствующих изменений и дополнений.

5. Немаловажно совершенствовать механизм ценообразования на рынке аудиторских услуг, путем более тщательного изучения международного опыта в данной сфере.

6. Содействие научным исследованиям, разработкам и новшествам в сфере отечественного аудита.

Целью дальнейших исследований является наблюдение за реализацией перечисленных выше предложений по усовершенствованию отечественного рынка аудиторских услуг, анализ их внедрения и разработка дополнительных рекомендаций.

Литература:

  1. Изд. дом “ГК”, Украинский деловой еженедельник, № 16, апрель 2002 //Рубрика: Линия обороны// Аудиторская революция: Эхо скандала ENRON-Andersen докатилось до Украины
  2. [сылка более недоступна}
  3. Закон Украины «Об аудиторской деятельности» № 3125-XII от 22.04.1993 г в редакции №140-V от 14.09.2006 г