Каталог статей

Кваша В.С., Нестеренко Л.А.

PR - деятельность в Украине: сущность, актуальность в условиях рыночной экономики

Понятие паблик релейшнз (public relations (PR) -  отношения с общественностью) не является чем-то новым или необычным на современном этапе развития государства, да и всего мира. Многие компании прибегают к PR – инструментам, с целью создания благоприятного имиджа.

Связи с общественность (пиар)  — технологии создания и внедрения при общественно-экономических и политических системах конкуренции образа объекта (идеи, товара, услуги, персоналии, организации — фирмы, бренда) в ценностный ряд социальной группы, с целью закрепления этого образа как идеального и необходимого в жизни. [1]

Целью данной работы является  создание общего представления о ситуации на рынке PR в Украине. Актуальность исследования обусловлена ростом популярности PR- деятельности в Украине, а также необходимостью современных предприятий в ней.

В ходе опроса проведенного центром PR консалтинга Publicity Creating среди менеджеров и топ-менеджеров различных украинских предприятий выяснилось, что более 48% представителей компаний считают, что PR - более эффективный способ продвижения, чем реклама. Ситуациями, в которых применение PR является наиболее эффективным, по мнению респондентов, являются: выведение новой ТМ на рынок (74% респондентов), повышение осведомленности различных видов общественности о фирме или продукции (56,3%), борьба со слухами (44%).

Это свидетельствует о наличии интереса к PR, повышении осведомленности о его возможностях. Хотя, в то же время нельзя сказать, что у нас все благополучно в этой области. К примеру, по оценкам центра Publicity Creating емкость рынка PR-услуг составляет $75 млн., количество PR-структур  - около 100. При этом, количество специализированных PR-структур в Украине составляет не более 20-и, в то время как в России - более 200, в США - более 5000. Это свидетельствует о низком уровне развития этой отрасли в нашей стране. PR в Украине находиться еще в начальной стадии развития, и поэтому будет разумным перенимать более успешный западный опыт [2].

Питер Хэй в PR Week опубликовал статью-исследование “Focus On… Ukraine” на тему трендов на украинском PR-рынке.  Можно привести некоторые данные из этой статьи о наиболее крупных компаниях на украинском рынке, которые используют в процессе своей деятельности PR.

Промышленность, будучи одной из основных прибыльных сфер в Украине, наложила свой отпечаток на перечень компаний, которые занимают лидирующие позиции на украинском рынке.  К числу традиционно влиятельных брендов относятся промышленные гиганты “МетИнвест Холдинг”, “Интерпайп”, “Смарт”, СКМ. Многие из этих компаний стали важными игроками и на международном рынке.  Что касается потребительского рынка, здесь лидируют такие международные компании, как Unilever, Johnson & Johnson, JTI и Coca-Cola.[3].

Итак, PR - деятельность в Украине имеет право на существование и существует, но ее развитие, в сравнении с другими странами, достаточно медленное. Также можно сказать о маленькой емкости рынка предоставления услуг по связям с общественность и о небольшом количестве профессионалов в этой сфере. Но в нашей стране есть все задатки для развития PR – деятельности, связанные с наличием крупных промышленных гигантов и функционирование на национальном рынке Украины международных компаний, которые явялюся примером для отечественных предприятий.

Литература:

1. [сылка более недоступна}

2. [сылка более недоступна} Вишняков «О Public Relations»

3. Peter Hay, «Focus On... Ukraine».  PR Week 16 August 2010, в переводе Александра Мельника.