Гончарова Э.А. Шишкин И.А., аспирант кафедры ЭППМ Формирование стратегии организационного развития бизнеса предприятия Рыночная среда и усиливающаяся конкуренция вынуждает каждое предприятие искать новые, более эффективные методы оценки стратегии развития предприятия, гарантирующие приемлемый уровень обоснованности принятой стратегии, как для собственников предприятия, так и возможных инвесторов, обеспечивающих достаточность финансовых и материальных ресурсов. Следовательно, встает вопрос о необходимости разработки организационно-экономического механизма, позволяющего промышленным предприятиям формировать комплекс стратегий развития, сбалансированный с точки зрения их деятельности на рынках товаров, капиталов и труда. Опыт российских реформ показал, что необходим теоретический и методический прорыв в области адекватного описания подходов к стратегическому развитию хозяйственного механизма на всех уровнях национальной экономики. Вместе с тем практически отсутствуют работы, в которых исследуется первичное звено стратегического управления - предприятие, как единая экономическая система, функционирующая в условиях неопределенности, характерной для экономики переходного периода. Однако именно в этом направлении теоретических исследований, проведенных отечественными экономистами и адаптированных к российской действительности, явно недостаточно. Неопределенность деятельности, присущая рыночной экономике, требует от предприятий, моделирование их будущей деятельности, поскольку очень часто хозяйственные решения, принимаемые сегодня (например, инвестиции) имеют серьезные последствия в перспективе. Таким образом, предприятиям в условиях рыночной экономики объективно присуща необходимость организации и функционирования системы планирования их развития. В экономике существует две категории, характеризующие положение предприятия: - устойчивое положение; - устойчивое развитие. На устойчивое развитие предприятий влияет множество факторов, основными их которых являются: недостаточное использование производственных мощностей; слабое изучение рыночного механизма спроса и предложения; не эффективное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов; недостаточная информационная база о положении на рынке готовой продукции; усиление роли маркетинговых исследований; изменение структуры производства; формирование ассортиментной политики и др. На наш взгляд, необходимо разработать организационно-экономический механизм формирования комплекса стратегий развития промышленного предприятия, позволяющий организовать процесс стратегического планирования на промышленном предприятии с учетом вышеназванных факторов и особенностей его деятельности. В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи: выявить сущность управления процессом развития бизнеса на современном этапе и обобщить зарубежный опыт управления его развитием; выявить факторы, оказывающие деструктивное воздействие на процессы управления развитием предпринимательства, разработать основные направления системы его управления; разработать классификацию стратегий развития промышленного предприятия, отражающую направления бизнеса и особенности функционирования промышленного предприятия на рынках товаров, капиталов и труда; определить методический подход к стратегическому анализу внешней и внутренней среды промышленного предприятия, позволяющий оценить конкурентное положение предприятия на рынках товаров, капиталов и труда, оказывающие влияние на выбор стратегий развития предприятия; разработать алгоритм оценки стратегии развития предприятия, предполагающий взаимосвязанное совместное использование принятых подходов и методов к оценке данной стратегии; разработать методы выбора стратегических альтернатив развития предприятия на рынках товаров, капиталов и труда и их композиции и разработать процедуру качественной оценки приоритетности направлений развития; использовать комплексную методику оценки стратегии развития предприятия, предусматривающую качественную многокритериальную оценку направлений его деятельности, количественную оценку сформированных на их основе стратегических альтернатив и выбор наилучшего варианта стратегии развития предприятия с позиции максимизации финансового результата ее реализации при приемлемом уровне риска; определить процедуру согласованной многокритериальной оценки приоритетности направлений развития предприятия, основанную на использовании разработанной системы качественных критериев, позволяющий получить необходимую меру согласованности мнений экспертов и, как следствие, соответствующую процедуру их комбинирования для получения обобщающих оценок направлений развития; разработать методику двухуровневой оценки эффективности внедрения и реализации организационно-экономического механизма формирования комплекса стратегий развития промышленного предприятия, позволяющую оценить результативность на тактическом и стратегическом уровнях управления; выработать принципы, механизмы и конкретные методы управления процессами экономических, организационных, финансовых, законодательных аспектов стимулирования развития предпринимательства. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: раскрыть природу резервов экономического развития, установить и классифицировать источники их образования; выявить закономерность формирования резервов экономического развития в условиях трансформации экономической системы; разработать инструментарий хозяйственной практики для выявления и реализации внутренних инвестиционных резервов; сформировать методологические основы эффективных амортизационной, финансовой, инвестиционной и экономической политик предприятия в целях управления резервами экономического развития и мобилизации внутренних инвестиционных ресурсов; определить подходы к оценке эффективности предложенных разработок по выявлению резервов экономического развития. Использование разработанного организационно-экономического механизма формирования комплекса стратегий развития позволит промышленным предприятиям адаптировать процесс стратегического планирования к особенностям внешней среды, что будет способствовать улучшению показателей деятельности предприятий, повышению привлекательности промышленного предприятия для внешних и внутренних контрагентов, укреплению и развитию его конкурентных позиций на рынках товаров, капиталов и труда. |