Каталог статей

Майкова С.Э., Куликова С.С.

Формирование имиджа организации

Глобализация рынка, развитие глобальных информационных коммуникаций, мощных систем поддержки решений привело к увеличению субъектов, заинтересованных в формировании собственного положительного имиджа.

В современных условиях многие организации стали осознавать, что именно положительный имидж - это один из важнейших факторов эффективного управления.

Под имиджем организации понимается тот образ организации, который сформировался и существует в сознании людей.

Имидж организации включает в себя две составляющие: внешние и внутренние. Внешний имидж представляет собой систему представлений о компании, которую должны разделять потребители, партнеры, т.е. внешние аудитории и формируется благодаря  специфике деятельности компании.

Под внутренним имиджем понимается система представлений о компании, которую должен знать и понимать каждый ее сотрудник. Над формированием и распространением данной системы представлений работают как руководители высшего звена, так и низшего [3].

Одним из важнейших компонентов любой системы - это структура. Структуре имиджа организации присуще иерархическое строение.

Выделяют следующие компоненты структуры имиджа, а именно:

- имидж субъекта;

- имидж потребителей;

- имидж лидера и имидж представляющей его структуры.

Имидж компании формируется посредством прямого контакта, в результате которого каждый сотрудник рассматривается как лицо организации, по нему говорят о состоянии всей структуры.

Выделяют следующие задачи формирования имиджа:

- повышение престижа компании, так как разработка фирменного стиля свидетельствует о ее внимании не только к вопросам производства;

- повышение эффективности рекламы и разных мероприятий по продвижению товара;

- облегчение введения на рынок новых товаров (услуг), поскольку компании со сформировавшимся имиджем вывести товар на рынок проще;

- повышение конкурентоспособности компании, поскольку при условии равного товара компании конкурируют на уровне имиджей [5].

Основаниями для формирования позитивного имиджа компании служат представления о:

- качестве и уровне комфортности деятельности;

- личности руководителя;

- характеристиках персонала;

- внешней атрибутике.

Формирование имиджа компании должно ориентироваться на соответствии между представлением, которое компания хочет создать о себе у потенциального клиента, и мнением о компании, которое на практике складывается у потенциального клиента.

Имидж компании формируется на основе интегрированной информации о самой организации, о характере её продукции и услуг, её деятельности, деловом общении. Информация должна распространяться как на внешнюю, так и на внутреннюю целевую аудиторию и касаться таких особенностей компании, как:

- внешняя атрибутика;

- финансовое состояние;

- имидж руководителя;

- деловые коммуникации;

- реклама;

- общественное мнение.

Выбор маркетинговых инструментов зависит от специфики деятельности, целей, стратегии, реальных возможностей компании. На рисунке 1 приведены основные инструменты, используемые организацией при создании имиджа:


Рисунок 1 - Инструменты маркетинга, используемые при формировании имиджа организации

Эффективное использование маркетинговых инструментов в процессе создания положительного имиджа позволяет организации укрепить свою позицию на рынке.

Формирование и развитие репутации - это основа формирования позитивного корпоративного имиджа, развития бизнеса компании и расширения её клиентской базы.

Имидж организации это один из инструментов достижения стратегических целей организации, который затрагивает основные стороны ее деятельности. Благоприятный имидж способствует дополнительной капитализации активов организации, в результате чего возрастает ее конкурентоспособность на рынке.

Благоприятный образ - это, прежде всего, имидж для компании, который должен отличаться от образов других компаний, в частности, от фирм - конкурентов и быть привлекательным для определенной целевой аудитории, т.е. для настоящих и потенциальных заказчиков.

Хорошо разработанный и внедряемый в сознание потребителей положительный имидж, подкрепленный качеством продукции и уровнем сервиса, позволяет организации занять лидирующие позиции на рынке.

Благоприятный имидж должен быть оригинальным. Сильный имидж организации позволяет фирме легко подобраться к ресурсам: финансовым, информационным, уменьшает заменяемость товаров, защищает организацию от действий конкурентов и укрепляет позиции относительно товаров - заменителей.

На формирование имиджа организации кроме специальных акций и мероприятий большое влияние оказывает качество производимых товаров и услуг, взаимоотношение между персоналом и работодателем, собственная деятельность и является не менее важным, чем реклама.

Определим основные этапы создания имиджа:

а) определение целевой аудитории, изучение рода занятий, возраста и т.д.

б) разработка концепции имиджа. Концепцией имиджа являются главные мотивы и ценности, характерные для компании и ее товаров, а также значимые для потребителя.

в) создание, внедрение и закрепление имиджа в сознании потребителя.

Этап непосредственного создания имиджа требует: соответствующих специалистов, времени на изменения сознания потребителей, создания у них позитивного, яркого образа компании, изменения их отношения к организации. Занять ведущее место на рынке предприятию позволяет: хорошо разработанный и последовательно внедряемый в сознание потребителей положительный имидж, подкрепленный уровнем сервиса и качеством продукции.

Таким образом, за счет привлечения партнёров и потребителей, позитивный имидж способствует повышению конкурентоспособности предприятия на рынке. Он говорит об особенных деловых способностях, которые позволяют повышать предлагаемую потребителям воспринимаемую ими ценность товаров и услуг.

Cписок использованных источников

1 Ассель, Г. Маркетинг: принципы и стратегия: учеб. пособие для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 807 с.

2 Годин, А. М.  Маркетинг: учебник.  - М.: Изд-во Торговая корпорация «Дашков и К˚», 2007. - 756 с.

3 Дойль, П., Штерн, Ф. Маркетинг и менеджмент, и стратегии. - СПб.: Питер, 2007. - 544 с.

4 Панкрухин, А. П. Маркетинг: учебник. - М.: Омега-Л, 2007. - 656 с.

5 Эванс Дж. Маркетинг: учебник для вузов. - М.: Экон