главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск
Каталог статей

Полозова Т.В., Сахненко И.В.

Харьковский национальный университет радиоэлектроники

Методические положения проведения и организации оценки конкурентоспособности промышленных предприятий

В литературных источниках раскрываются различные методики проведения оценки таких объектов как качество продукции, конкурентоспособность товара или продукции [1-3]. Однако крайне мало сравнительно логичных и полных разработок по порядку проведения оценки конкурентоспособности предприятий в целом [4- 6]. Анализ этих источников показывает, что единства в операциях оценки объектов оценивания практически нет. Однако, можно сделать вывод, что все операции, связанные с проведением оценки вообще и конкурентоспособности промышленных предприятий, в частности, можно объединить в три типовые стадии, содержащие ряд этапов:

- подготовительную;

- оценочную;

- заключительную.

Таким образом, в данной работе рассматривается общие методологические положения, являющиеся основой для формирования методик оценки конкурентоспособности предприятия применительно к реальным условиям.

Общий состав операций стадий и этапов проведения оценки конкурентоспособности промышленных предприятий, основанный на изучении и обобщении методик оценивания уровня качества, конкурентоспособности продукции и предприятий, может быть рекомендован следующим (Рис.1.1):


Рисунок 1.1 – Состав типовых стадий и этапов проведения оценки конкурентоспособности промышленных предприятий.

Подготовительная стадия:

1.1. Предварительная оценка: определение общей цели и принятие решения о проведении оценки конкурентоспособности предприятия; разработка методики и программы предварительной оценки конкурентоспособности предприятия; оперативный сбор информации для проведения экспресс оценки конкурентоспособности предприятия (о рынках, конкурентах, оцениваемом предприятии и др. сведений); экспресс оценивание конкурентоспособности предприятия (одним из самых доступных и простых методов, например, каким-либо матричным); получение выводов по результатам экспресс оценки, в том числе формулирование предварительных исходных гипотез о конкурентоспособности предприятия.

1.2. Определение цели, методологии, методики и программы оценки конкурентоспособности предприятия: окончательное принятие решения о проведении работ по оценке конкурентоспособности предприятия. При отсутствии в организации постоянно-действующего структурного подразделения, организующего и выполняющего основные функции по определению конкурентоспособности (например, отдела маркетинга), подготавливается и издается приказ или распоряжение о проведении оценочных работ, создается координационно-рабочая группа и рабочие органы. Может быть предусмотрена оценка сторонними организациями или с привлечением внешних консультантов; обоснование и определение цели и задач оценки конкурентоспособности предприятия; выбор вида конкурентоспособности оцениваемого предприятия (всеобщую, общую, видовую общую и/или видовую); выбор конкретного рынка (рынков) для оценки конкурентоспособности оцениваемого предприятия; выбор объектов оценки - конкурентов на избранном (ых) рынке (ах); формирование рабочих (на основе исходных) гипотез оценки и ее результатов; уточнение цели и задач оценки; обоснование и определение базы оценки – принципов, методов оценивания, базовых параметров и показателей конкурентов на рынке, логики оценки; разработка методики оценки; разработка программы (с указанием стадий, этапов, работ, при необходимости учебы персонала, планов,

ответственных исполнителей, исполнителей с распределением функций по проведению оценки между участниками оценивания, сроков, источников финансирования, расходов, контроля над ходом оценки, порядка и периодичности обсуждения работ, формы представления результатов оценки и т.п.).

1.3. Выбор методов и сбор информации и данных о рынках, потребностях потребителей, оцениваемом предприятии, конкурентах, микро и мокро конкурентных преимуществах и факторах, влияющих на конкурентоспособность: выбор метода изучения рынка (ов); изучение рынка (ов) и конъюнктуры; обработка данных о рынке (ах); выбор методов сбора данных для изучения требований и определения потребностей потребителей;

сбор данных, обработка, изучение требований и формирование потребностей потребителей; определение методов сбора данных о оцениваемом предприятии (по пяти группам конкурентоспособности); сбор данных об оцениваемом предприятии; определение методов сбора данных о конкурентах (по пяти группам конкурентоспособности); сбор данных о конкурентах (по пяти группам конкурентоспособности); сбор данных о рынке и определение микро и макро конкурентных преимуществ и факторов, влияющих на конкурентоспособность.

1.4. Выбор методов и определение номенклатуры групп, подгрупп, показателей и их численных значений для оценки конкурентоспособности предприятия: выбор методов определения номенклатуры групп, подгрупп и их показателей для оценки конкурентоспособности предприятия; выбор номенклатуры групп, подгрупп и их показателен для оценки конкурентоспособности предприятия; определение номенклатуры показателей, имеющих нормативные значения (с ограничениями); выбор методов определения численных значений выбранных показателей подгрупп и групп конкурентоспособности; определение численных значений выбранных показателей конкурентоспособности оцениваемого предприятия, в том числе численных значений нормативных показателей с ограничениями; определение численных значений выбранных показателей конкурентоспособности предприятий, в том числе численных значений нормативных показателей с ограничениями; определение параметров микро и макро конкурентных преимуществ и факторов, влияющих на конкурентоспособность оцениваемого предприятия и каждого конкурента;

1.5. Выбор методов прогнозирования и определение численных значений выбранных показателей подгрупп и групп конкурентоспособности на будущий период (среднесрочный и/или долгосрочный): выбор методов прогнозирования численных значений выбранных показателей подгрупп и групп конкурентоспособности на будущий период (среднесрочный и/или долгосрочный); определение прогнозируемых численных значений выбранных показателей конкурентоспособности оцениваемого предприятия на будущий период (среднесрочный и/или долгосрочный), в том числе численных значений нормативных показателей с ограничениями; определение прогнозируемых численных значений выбранных показателей конкурентоспособности предприятий - конкурентов на будущий период (краткосрочный, среднесрочный и/или долгосрочный), в том числе численных значений нормативных показателей с ограничениями; определение прогнозируемых параметров микро и макро конкурентных преимуществ и факторов на будущий период (среднесрочный и/или долгосрочный), влияющих на конкурентоспособность оцениваемого предприятия и каждого конкурента;

1.6. Представление информационных данных к использованию для оценки конкурентоспособности предприятия: анализ и обработка информационных данных; окончательная подготовка и оформление информационных данных к использованию для оценки; корректировка целей, задач, методики и программы оценки (при необходимости);

2.Оценочная стадия:

2.1. Выбор методов и оценивание конкурентоспособности
предприятия: выбор методов оценки конкурентоспособности предприятий;

определение для единичных показателей и частных групп конкурентоспособности их значимости - весомости (при использовании комплексного и/или комплексно-комбинированного методов); проведение избранными методами оценивания конкурентоспособности предприятий: определение частных групповых показателей конкурентоспособности оцениваемого предприятия и предприятий - конкурентов (по каждой из групп показателей конкурентоспособности товара, имиджу предприятия и т.д.) ; определение обобщенного показателя конкурентоспособности оцениваемого предприятия и предприятий - конкурентов (для текущего момента и перспективного).

2.2. Формирование выводов по результатам оценки: анализ, синтез и предварительное формулирование выводов по результатам оценки об уровне конкурентоспособности оцениваемого предприятия; сопоставление полученных выводов, с результатами экспресс оценки и рабочими гипотезами; корректировка предыдущих операций и повторное их выполнение (при необходимости); анализ, синтез, формулирование и оформление окончательных выводов по результатам оценки.

3. Заключительная стадия:

3.1. Разработка рекомендаций по принятию решений на основе
результатов оценки: выявление областей деятельности предприятия, где окажется полезной промежуточная и результирующая информация оценки; обоснование и представление рекомендаций по принятию решений на основе результатов оценивания конкурентоспособности предприятий.

3.2. Разработка направлений и мер по повышению
конкурентоспособности предприятия: разработка первоочередных мер по улучшению деятельности предприятия; формирование стратегических целей и задач деятельности оцениваемого предприятия; разработка целевых программ по повышению уровня конкурентоспособности отдельных видов продукции и других основных групп свойств предприятия, формирующих его конкурентоспособность.

Весь процесс оценки должен проводиться при непрерывно прямых и обратных связях каждой из перечисленных выше операций, которые следует выполнять, как минимум в рамках каждой из стадий, по возможности последовательно-параллельно. Реализация такого подхода позволяет снизить период оценивания и достичь целей решения задач оценки в более короткие сроки.

Конкретная последовательность выполнения методических положений оценки в большинстве реальных случае зависит от цели, квалификации лиц, проводящих разработку и реализацию методики, и ситуации оценивания конкурентоспособности предприятия. В связи с тем, что оценка конкурентоспособности предприятия очень многогранна и подвержена влиянию многих фактов, выше были приведены только общие методические положения, являющиеся основой для формирования методик применительно к реальным условиям.

Литература:

1. Лифиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг.- М., 2001.- 221с.

2. Чубинский А.Н., Ракитова О.С. Расчетная методика оценки конкурентоспособности продукции // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2002, №4. – С.19-27.

3. Фасхиев Х. Оценка конкурентоспособности новой техники // Маркетинг. 1998. № 6. С.25-35.

4. Зулькарнаев И.У., Ильясова Л.Р. Метод расчета интегральной конкурентоспособности промышленных, торговых и финансовых предприятий // Маркетинг в России и за рубежом . — 2001. — № 4.

5. Максимова И. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия // Маркетинг. — 1996. — № 3. — С. 33—39.

6.Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса. М.: 2002. – 892.