Каталог статей

Жунусов К.М.

Реинжиниринг бизнес-процессов в концепции информационного менеджмента

С середины, еще более - с конца 90-х годов темп изменений внешней среды предприятий ускорился, в том числе за счет новых информационных технологий (НИТ). Во всем мире изменения в организации производственной и управленческой деятельности стали происходить все быстрее. С внешней стороны, стороны потребителей, правильнее всего описывать причины этих изменений с позиций маркетингового анализа:

- из-за роста возможностей выбора, который имеют потребители, стало резко уменьшаться время жизни товара или услуги на рынке;

- возросла доступность товаров и услуг производителей из любой точки мира;

- резко возросли требования потребителей к качеству товаров и услуг любых видов, к срокам их предоставления;

- сильно возросла конкуренция в части предложения новых товаров и повышения их качества.

Соответственно, стали изменяться требования к деятельности субъектов рынков - банков, промышленных предприятий, предприятий индустрии и др.

Для отечественных условий в промышленности Республике Казахстан можно выделить и другие, специфические конкретные мотивы, например:

1) создание новых переделов в сырьевом комплексе, начало создания наукоемких производств;

2) стремление создать условия, в которых были бы вероятны государственные или западные инвестиции;

3) ужесточение конкуренции.

В свое время М. Хаммер выдвинул следующую идею: «используйте компьютеры не только для автоматизации, но и для реконструкции существующих бизнес-процессов», и пояснил их хорошо иллюстрированным набором правил реконструкции. Он же впервые ввел термин BPR (реинжиниринг бизнес-процессов - РБП). Его определение: «BPR - фундаментальное переосмысление и радикальная реконструкция бизнес-процессов с целью достижения значительных (в оригинале - «драматических») улучшений в критически важных в современных условиях уровнях критериев производительности, таких как стоимость, качество, услуги, скорость».

Смещение акцентов очевидно. В результате всей суммы произошедших изменений стало возможным говорить о возникновении нового направления в менеджменте – информационного менеджмента на основе BPR, который является интеграцией НИТ и социопсихологических методов (позволяющих учесть то, что в производственных процессах и в управленческих звеньях должны работать профессионалы).

Но и при развитии данного направления многие аспекты проблемы формирования и развития эффективного информационного менеджмента на основе реинжиниринга бизнес-процессов до сих пор разработаны недостаточно и требуют существенных уточнений и доработок с учетом новых требований в условиях антикризисных мер и постстабилизационных изменений в промышленности РК. Предлагаемый нами усовершенствованный структурно - комплексный метод формирования и развития информационных систем управления в промышленности опирается на методологию реинжиниринга бизнес-процессов (рисунок 1).

В аспекте организации работ по реинжинирингу бизнес - процессов эта схема полезна для формулировки следующих положений:

Рисунок 1.


Уточненный

список критериев








Рисунок 1. Усовершенствованный структурно - комплексный метод формирования и развития информационных систем управления


- разработка бизнес- и ИТ-архитектур производится с использованием прототипирования;

- при разработке стратегии внедрения используются экономические модели инвестиционного проектирования ИСУ на основе комплексного информационного моделирования, прогнозирование технико - экономических критериев эффективности внедрения  информационных систем на основе многокритериального анализа;

- рассматривается совместимость с "унаследованными" подсистемами, технологического характера (АСУТП)

- ключевым элементом является конструирование такого решения бизнес-архитектуры информационных систем управления, которое обеспечивает "прорыв", т.е. предлагающего такую организацию бизнес-процессов, которая в реальности может обеспечить радикальное повышение итоговой эффективности.

Крупные инвестиционные проекты в развитие НИТ на промышленных предприятиях, в банковской и телекоммуникационных сферах Республики Казахстан на основе BPR в основном были проведены в период 1997-2010 г.г., реинжиниринг административных процессов проведен в правительственных органах при внедрении системы электронного правительства.

Таким образом, информационный менеджмент на основе методологии реинжиниринга бизнес – процессов становится одной из основных движущих сил, которая позволяет эффективно решать проблемы реструктуризации в промышленности и управлении Казахстана.

Литература:

1 M. Hammer, “Reengineering Work: Don't Automate, Obliterate”, Harvard Business Review, July-August, 1990. [сылка более недоступна}

2 Hammer M. & Champy J., 1993, Re-engineering the corporation, a manifesto for business revolution, New York, Harper Collins