Административное право (Бахрах Д.Н.)

Административно-правовое принуждение

  1. Правовое принуждение
  2. Понятие и особенности административно-правового принуждения
  3. Виды мер административно-правового принуждения
  4. Административно-предупредительные меры
  5. Меры административного пресечения
  6. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
  7. Принудительное лечение лиц, страдающих психическими заболеваниями
  8. Применение и использование огнестрельного оружия
  9. Административно-восстановительные меры

Административно-предупредительные меры

Административно-предупредительные меры — это меры принудительного характера, которые применяются, как это следует из их названия, в целях предупреждения возможных правонарушений в сфере государственного управления, которые могут привести к нарушениям общественного порядка и общественной безопасности, другим явлениям, вредным для режима управления государством. Они применяются, например, для предотвращения аварий на производстве, дорожно-транспортных происшествий, пожаров; обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, безопасности пассажиров воздушных судов; защиты жизни, здоровья и безопасности граждан при стихийных бедствиях, катастрофах, чрезвычайных событиях.

Несмотря на ярко выраженный профилактический характер, подобные меры осуществляются в принудительном порядке в процессе односторонней реализации юридически властных полномочий органов исполнительной власти и их должностных лиц. Выражаются административно-предупредительные меры, как правило, в виде определенных ограничений и запретов, что, в свою очередь, также характеризует их принудительную природу. Административно-предупредительные меры не связаны с совершением правонарушений, а направлены на их предотвращение, эти меры предшествуют применению других мер административного принуждения, реализуемых в случаях совершения административных правонарушений.

Административно-предупредительные меры достаточно многообразны, они применяются различными субъектами системы исполнительной власти во многих сферах государственного управления. Наиболее типичные из них связаны с:

  • осуществлением надзорных проверок;
  • дачей обязательных для исполнения предписаний о проведении профилактических мероприятий;
  • досмотром вещей и личным досмотром граждан;
  • проверкой документов, удостоверяющих личность;
  • введением карантина;
  • прекращением движения транспорта и пешеходов (при возникновении угрозы общественной безопасности);
  • освидетельствованием медицинского состояния лиц и др.

Так, например, в соответствии с Законом РФ «О милиции» ей предоставляется право применять следующие административно-предупредительные меры:

  • проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность (при наличии к тому достаточных оснований);
  • осуществлять надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также осужденными к лишению свободы, в отношении которых исполнение приговора отсрочено;
  • производить досмотр ручной клади и багажа пассажиров гражданских воздушных судов, а при необходимости — личный досмотр пассажиров;
  • при возникновении угрозы общественной безопасности временно ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах;
  • в целях защиты здоровья, жизни и имущества граждан не допускать их на отдельные участки местности и объекты, обязывать оставаться там или, наоборот, покинуть эти участки и объекты;
  • осматривать места хранения и использования огнестрельного оружия, боеприпасов к нему и взрывчатых материалов, а также любые другие объекты, где они обращаются;
  • останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, а также документы на транспортное средство и перевозимый груз;
  • с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осуществлять осмотр транспортных средств и грузов;
  • производить досмотр транспортных средств (при подозрении, что они используются в противоправных целях) и др.

Согласно Федеральному закону «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» должностные лица государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ могут применять следующие административно-предупредительные меры:

  • беспрепятственно посещать территории и помещения объектов, подлежащих государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, в целях проверки соблюдения индивидуальными предпринимателями, лицами, осуществляющими управленческие функции в коммерческих или иных организациях, санитарного законодательства и выполнения на всех этих объектах санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
  • проводить досмотр транспортных средств и перевозимых ими грузов, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;
  • давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий;
  • давать соответствующим организациям обязательные для исполнения предписания о проведении лабораторного обследования граждан, контактирующих с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения за такими гражданами;
  • давать обязательные для исполнения предписания о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний;
  • госпитализировать или иным образом изолировать больных инфекционными заболеваниями, представляющих опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания;
  • временно отстранять от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства;
  • проводить профилактические прививки гражданам или отдельным группам граждан;
  • вводить карантин в организациях и на других объектах.

Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» должностным лицам уполномоченных на то органов исполнительной власти в условиях чрезвычайного положения предоставлено право:

  • устанавливать ограничения на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение;
  • вводить особый режим въезда на указанную территорию и выезда с нее, включая установление ограничений на въезд на данную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства;
  • устанавливать ограничения на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
  • устанавливать особый порядок продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости;
  • запрещать или ограничивать проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;
  • запрещать забастовки и иные способы приостановления или прекращения деятельности организаций;
  • ограничивать движение транспортных средств;
  • осуществлять досмотр транспортных средств;
  • приостанавливать деятельность опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, а также химические и биологические опасные вещества;
  • вводить комендантский час (т. е. запрет в установленное время суток находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выдаваемых пропусков и документов, удостоверяющих личность граждан);
  • ограничивать свободу печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка ее осуществления;
  • временно изымать или арестовывать печатную продукцию, радиопередающие, звукоусиливающие технические средства, множительную технику;
  • устанавливать особый порядок аккредитации журналистов;
  • проверять документы, удостоверяющие личность граждан;
  • осуществлять личный досмотр, досмотр вещей граждан, их жилища и транспортных средств;
  • ограничивать или запрещать продажу оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств, ядовитых веществ;
  • устанавливать особый режим оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, сильнодействующие вещества;
  • устанавливать особый режим оборота этилового спирта, спиртных напитков, спиртосодержащей продукции;
  • в исключительных случаях временно изымать у граждан и У организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, оружие, боеприпасы и ядовитые вещества;
  • в исключительных случаях временно изымать у организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, боевую и учебную военную технику, взрывчатые и радиоактивные вещества;
  • временно отселять жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений;
  • в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, мобилизовать трудоспособное население и привлекать транспортные средства граждан для проведения этих работ (при обязательном соблюдении требований охраны труда).

Можно привести еще множество примеров применения органами Министерства РФ по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета РФ, Федеральной службы безопасности РФ, различными надзорными органами, другими органами исполнительной власти различных административно-предупредительных мер, направленных на предупреждение правонарушений в сфере государственного управления.



Бахрах Д.Н. Административное право | Звоненко Д.П. Административное право | Костькова О.В. Административное право | Кушнир И.В. Административное право | Макарейко Н.В. Административное право