Каталог статей

Бондаренко Екатерина Михайловна

Методы повышения конкурентоспособности экономики Украины

В статье  рассмотрены и обоснованы приоритетные направления развития конкурентоспособности экономики Украины для ее последующего положительного функционирования и повышения имиджа страны в целом.

Опыт экономической перестройки в Украине и других странах с переходной экономикой  наглядно свидетельствует, что на современном этапе экономических преобразований весомым фактором оздоровления национальной экономики, которая страдает от значительного сокращения внутреннего спроса на промышленную продукцию, может стать только существенное расширение внешней торговли. Для Украины этот фактор имеет особое значение, потому что он позволяет ускорить рыночную трансформацию экономики, выход на мировой товарный рынок и создание валютных резервов. Тем не менее, рассчитывать на успешную торговлю могут лишь те страны, которые имеют конкурентоспособную экономику. Вместе с тем сама торговля не может сделать экономику конкурентоспособной. Одним из самых важных факторов расширения внешней торговли является повышение конкурентоспособности страны на мировом рынке. Конкурентоспособность — это комплексная категория, ее преимущества окончательно реализуются в торговле, но базис конкурентных преимуществ создается во всех звеньях общественного производства, в том числе в значительной мере за счет структурной перестройки и действенной промышленной политике [2, с. 12-14].

Традиционно конкурентоспособность трактуется как обусловленное экономическими, социальными и политическими факторами стойкое положение страны или ее продуцента на внутреннем и внешнем рынках. В условиях открытой экономики конкурентоспособность также может быть определена как способность страны (предприятия) противостоять международной конкуренции на собственном рынке и рынках "третьих стран".

Теория конкуренции исходит из того, что конкурируют не страны, а отдельные производители или продавцы продукции. Безусловно, что ни одна страна, даже самая развитая, не ставит себе целью достижение эффективной конкуренции по всему спектру продукции. Приоритет дается лишь тем секторам экономики, которые имеют реальные условия для получения конкурентных преимуществ на мировом рынке. Для Украины особенно актуальным является определение как раз таких отраслей и создание действенного механизма поддержки приоритетных производителей и усовершенствования на этой основе структуры производства.

В свое время конкурентоспособность государства в значительной мере зависела от наличия в ней трех основных факторов производства — природных ресурсов, трудовых ресурсов и капитала [1]. С развитием производства и техническим прогрессом конкурентоспособность стали определять факторы высшего уровня, прежде всего, инфраструктура страны, ее научный потенциал, уровень образования населения.

Следует выделить несколько приоритетных направлений, на которые следует опираться в политике повышения конкурентоспособности экономики Украины.

Во-первых, развитие и внедрение современных технологий производства продукции. Несмотря на незначительные масштабы инновационной деятельности, положительное влияние внедренных инноваций на экономические показатели производства очевидно: более 90% предприятий, которые внедряли инновации, смогли получить прирост продукции, повысить ее конкурентоспособность и расширить рынки сбыта.

Во-вторых, увеличение инвестиций. Усиление конкурентных позиций в опорных отраслях перерабатывающей промышленности может быть достигнуто только при условиях существенного увеличения инвестиционных возможностей и накопления инновационного потенциала. Инвестиции вообще имеют доминантное значение для отраслей с повышенной капиталоемкостью, где экономические показатели их деятельности, собственно эффективность, существенно зависят от масштабов производства. Учитывая, что в Украине подавляющее большинство отраслей отвечает как раз этим критериям, проблема поиска инвестиционных ресурсов приобретает чрезвычайное значение.

В-третьих, развитие опорных отраслей на межгосударственном уровне. Вместе с внутренними путями мобилизации финансовых ресурсов (развитие финансового и фондового рынков, соответствующая налоговая и кредитная политика) было бы целесообразно найти хотя бы частичное решение этих проблем, опираясь на экономический потенциал стран СНГ и, в первую очередь, России. Речь идет не о прямых финансовых субсидированиях, на первом этапе достаточно создать благоприятный режим в межгосударственных отношениях для развития опорных отраслей, избежав при этом форсированного решения инвестиционных проблем в ущерб социальным.

В ближайшие годы вследствие мирового финансового кризиса можно ожидать сужение мирового рынка товаров. Поэтому особую актуальность приобретает расширение торговли между Украиной и Россией. Это является следствием роста инвестиций в США, Японию, а также в развивающиеся страны, что в свою очередь приведет к оживлению производства, а следовательно, к дальнейшему усилению конкуренции на мировом рынке. Вследствие этого более неконкурентоспособным товарам Украины, России и других стран СНГ будет еще сложнее пробиться на мировые рынки и для стабилизации своих торговых балансов они просто вынуждены увеличивать взаимные товарообороты. Для этого, прежде всего, необходимо гармонизировать законодательные акты, которые регулируют торговлю между нашими странами, и ввести, в конце концов, зоны свободной торговли согласно принципам ВТО.

Государственная политика в создании конкурентных преимуществ должна сосредоточить усилия, прежде всего, на тех направлениях, где роль государства незаменима, — на развитии общей инфраструктуры, образования, науки, создании цивилизованного нормативно-правового поля конкуренции. Общий эффект от этого для страны в целом будет намного большим чем для отдельного предприятия или продуцента.

Необходимо подчеркнуть, что государство только создает соответствующие условия для возникновения и улучшения факторов конкурентных преимуществ, а непосредственно создаются эти преимущества товаропроизводителями. Поэтому государственные усилия по созданию приобретенных или специализированных конкурентных преимуществ могут быть сведены на нет из-за медлительности государственных структур, их неспособности своевременно осознать потребности конкретных отраслей и принять новые направления деятельности.

Итак, проведя частичный анализ некоторых направлений повышения конкурентоспособности экономики Украины, приходим к выводу, что в настоящее время отсутствует общепринятая методика разрешения данного вопроса. В конечном счёте, таких вариантов множество. И в сложившейся ситуации остаётся только помнить и придерживаться основного принципа: выбрать подход, в наибольшей степени соответствующий условиям состояния экономики в данный период.

Литература:

1. Азоев Г.Л. Управление организацией. – М.:ИНФРА-М, 2002. – 669с.

2. Фатфутдинов Р. А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. – М.: ИНФРА-М,2000.-312с.