Каталог статей

Гущин А.А.

Эмоциональная устойчивость

Среди сложных механизмов регуляции поведения личности особо важное место принадлежит эмоциональной устойчивости. Эмоциональная устойчивость способствует проявлению готовности к действиям в стрессовых ситуациях. Благодаря эмоциональной регуляции подросток способен более успешно осуществлять необходимую деятельность в сложных эмоциональных условиях.

Одной из последних во времени тенденции в современной психологии эмоций является возрастание интереса к проблеме фрустрации и эмоциональной устойчивости подростков. Во многом этом интерес обусловлен процессами осознания важности изучения данной проблемы, которые происходят в современном обществе. Однако очень мало исследователей указывают на тендерные различия в эмоциональном реагировании.

Обращаясь к истории развития общества, заметим, что эмоции с давних времён привлекали к себе внимание. Древнегреческий философ Аристотель говорил, что там, где налицо ощущения, появляются эмоции.

Задачей современного общества является выявление наиболее важных аспектов развития личности. Каждый человек реагирует на событие по своему. Одни переживают его с лёгкостью, другие - фрустрируются и не могут найти выход из сложившейся ситуации. И важную роль в этом отводится проблеме эмоциональной устойчивости личности.

На наш взгляд, именно знания специфики личности и способов её реагирования на фрустрирующую ситуацию, а также дальнейшее применение этой информации на практике, помогут в решении острых проблем вставших перед обществом. Это пьянство, наркомания, суицид, являющиеся зачастую результатом негативного замещения или невозможностью удовлетворения потребности в самореализации, а также неумением адекватно реагировать на создавшуюся проблему.

Из всего этого можно сделать вывод: общество должно обеспечить максимально эффективные условия для развития личности. И одну из главных ролей в этом играет эмоциональная сфера личности, глубокое изучение которой способствует помощи подростку  адекватно   оценивать   свои   возможности.   Благодаря

Несмотря на большой интерес таких ученых как Б.Г. Ананьев, А.Н Леонтьев, Б.Ф. Ломов, К.К. Платонова, данная проблема остается малоизученной.

Теоретический и методологический инструментарий в изучении эмоциональной саморегуляции подростков. Изучение эмоциональной устойчивости и её роли в деятельности человека проводилось исследованиями для решения конкретных задач ( Т. С. Кириленко, Э.Н. Куряева, Н.И. Наенко, О.А. Черникова, Ф.В. Василюк, С.Л. Рубинштейн, Я.Л. Коломинский и др).

Характеризуя эмоциональную особенность как способность и сдерживать астенические эмоции, К.К. Платонов подразделяет эмоциональную устойчивость на эмоционально-волевую, эмоционально-моторную, эмоционально-сенсорную. Существенно, что понятие «эмоциональная устойчивость» в данном контексте включает диаду дополнительных моментов. Во-первых, имеется в виду свойство личности, проявляющееся в степени нарушения сенсорных действий; во-вторых, свойство психической регуляции, проявляющееся в степени нарушения психомоторики под влиянием эмоций. Второй подход основывается на том, что для психических процессов характерна интеграция, результатом которой являются сложные психические образования.

П.Б. Зибельман утверждал, что эмоциональная устойчивость определяется как особенностями нервной системы и уровнем физического развития, так и особенностями сознания личности, её интеллектом, мотивационно - волевой сферой и сферой высших чувств. Б.Х. Варданян обосновано полагает, что эмоциональную устойчивость можно более конкретно определить как свойство личности, обеспечивающее гармоничное отношение между всеми компонентами деятельности в эмоциогенной ситуации.

С данной позиции, эмоциональная устойчивость является продуктом взаимодействия эмоциональной реактивности и эмоциональной адаптации, которые в свою очередь зависят от возбудимости нервной системы.

Нельзя не согласиться с Я. Рейковским, что эмоциональная устойчивость – это явление, определяемое многими разнородными факторами. Мы придерживаемся той точки зрения, что эмоциональная устойчивость выражается в способности личности обеспечить возможность сохранения определнной направленности своих действий в эмоциогенной ситуации при помощи саморегуляции и самоконтроля и тем самым содействовать устойчивости.

М. Тышкова выделяет близкое понятие эмоциональной устойчивости, используя термин «психологическая устойчивость» и понимает  под ним целостную характеристику личности, обеспечивающую её устойчивость к фрустрирующему и стрессогенному воздействию.

Можно определить, что наиболее полная характеристика эмоциональной устойчивости содержится в тех определениях, которые раскрывают сущность  и ее сожержание через регуляторные структуры личности, свойства нервной системы и поиск особого механизма в виде саморегуляции и самоконтроля.

Литература

1. Аболин, Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека / Л.М. Аболин. -М.: Казанск.ун-т, 1987. -261с.

2. Выготский, Л.С. Психология  / Л.С. Выготский . - М.: Изд. ЭКСМО-ПРЕСС. 2000. - с.155-160

3. Абульханова - Славская К А. Деятельность и психология личности // Проблемы психологии личности. М.: АН СССР, Ин-т Психологии, 1980. -С.92-98.

4. Агафонов Т.И. О волевых проявлениях личности в затрудненных условиях // Вопросы психологии. 1956. - № 5. - С.28-37.

5. Анохин П.К. Эмоции // Психология эмоций. Тексты. - М., 1984. - С.172-177.