главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск
Каталог статей

Алдиярова Г.

Построение модели мониторинга конкурентной среды медиа- структуры (на примере ТРК «Шахар»)

Статья посвящена проблеме построения мониторинга конкурентной среды медиа-структуры. Автор предложил систему мониторинга и оценки конкурентной среды медиа-бизнеса для ТРК «Шахар» и основные этапы внедрения данной системы.

Успех деятельности медиа-предприятия в немалой степени зависит от состояния и характера изменений конкурентной среды, в которой медиа- бизнес развивается, и в значительной степени от эффективного взаимодействия с этой средой. Рассматривая конкурентную среду медиа-бизнеса в тех же категориях, что и для других видов бизнеса, можно считать, что конкурентной средой медиа-бизнеса является внешнее окружение компании. К внешней среде, внутри которой осуществляются сопоставления предпринимательских фирм по различным критериям, относятся другие самостоятельные субъекты бизнеса, связанные с рассматриваемым конкурентом специфическими деловыми коммуникациями [1]. В то же время медиа-бизнес имеет свою специфику сдвоенного рынка товаров и услуг. Кроме того, количество частот вещания, предоставляемых медиа- предприятиям (телеканалам и радиостанциям), определяется не только на основании спроса со стороны потребителя, как в большинстве других отраслей бизнеса, но исходя из имеющихся технико-технологических ресурсов передающего оборудования. Например, частоты вещания предоставляются на конкурсной основе телеканалам, представившим лучшие концепции вещания и их технико-экономическое обоснование, т.е. медиа- предприятия конкурируют внутри медиа-отрасли.

Конкурентная среда медиа-бизнеса может быть представлена в виде области пересечения трех областей: 1) конкурентная среда рынка контента; 2) конкурентная среда рекламного рынка; 3) конкурентная среда медиа- отрасли.

В результате анализа специфики и выявления сущности конкурентной среды медиа-бизнеса автором предложено следующее определение понятия конкурентной среды медиа-бизнеса. Конкурентная среда медиа-бизнеса определяется взаимодействием трех видов конкурентной среды: конкурентной среды рынка контента (конкуренция за целевые аудитории), конкурентной среды рекламного рынка (конкуренция за рекламодателей), конкурентная среда медиа-отрасли (конкуренция между медиа-предприятиями).

Цель формулировки этого определения состоит в том, чтобы выявить факторы, оказывающие непосредственное влияние на конкурентоспособность медиа-предприятия, развитие медиа-бизнеса.

Выявленная сущность конкурентной среды медиа-бизнеса позволяет определить подходы к исследованию и оценке ее качественного состояния. Оптимизации оценки конкурентной среды медиа-бизнеса способствует ее мониторинг. Под мониторингом конкурентной среды медиа-бизнеса понимается система процедур специально организованного, систематического наблюдения за состоянием конкурентной среды медиа- бизнеса и происходящими в ней процессами с целью оценки ее состояния и прогнозирования возможных изменений.

Основные направления и факторы, по которым предлагается проводить мониторинг, соответствуют основным областям конкурентной среды медиа- бизнеса, рассматриваемым в ее определении, т.е. конкурентная среда рынка контента, рынка рекламы, медиа-отрасли. В число важных требований к подходам исследования конкурентной среды входит: оперативность сбора и обработки необходимой информации, систематичность проводимых исследований, гибкость и адаптивность используемых инструментов исследования по отношению к конкретному медиа-предприятию, возможность использования опыта и понимания причинно-следственных связей важнейших факторов конкурентной среды экспертами.

Конкурентная среда вообще, а конкурентная среда медиа-бизнеса в особой степени, относится ктакого рода сложным системам, оценка которых эффективна при участии экспертов.

Модель построения системы мониторинга конкурентной среды медиа- бизнеса была разработана для телерадиокомпания «Шахар».

Краткая характеристика телерадиокомпании «Шахар». ТРК «Шахар» была основана вначале 90-х годов и является одной из первых независимых коммерческих телерадиокомпаний Казахстана. В настоящее время она входит в десятку крупнейших телерадиокомпаний страны. Творческий потенциал компании состоит из журналистов, видеоинженеров, операторов, режиссеров, редакторов. Телерадиокомпания активно и систематически занимается собственным продвижением на казахстанском, международном уровне.

Рассмотрим этапы проведенной автором работы по построению системы мониторинга и оценки конкурентной среды медиа-бизнеса для ТРК «Шахар».

1 этап. Определение наиболее значимых сфер конкурентной среды медиа-бизнеса и назначение экспертов в этих сферах. На этом этапе в результате обсуждения с представителями отдела развития телерадиокомпании было определено, что поскольку медиа-предприятие находится в фазе устойчивого развития и планирует дальнейшее расширение своей целевой аудитории и привлечения рекламодателей, то в качестве основных составляющих конкурентной среды медиа-бизнеса необходимо использовать базовые составляющие (рынок контента, рекламный рынок, целевая аудитория). Также на этом этапе были обсуждены кандидатуры персоналий, выступающих в качестве экспертов.

2 этап. Формализация переменных и построение деревьев решений. На втором этапе проведенной автором работы, была получена всесторонняя и обобщенная информация о состоянии конкурентной среды медиа-бизнеса телерадиокомпании путем опроса экспертов. В этой работе в роли экспертов приняли участие 8 человек, мнению которых в соответствующих областях доверяют лица принимающие решения.

3 этап. Обработка полученных ответов экспертов.

4 этап состоял, собственно, в оформлении и предоставлении результатов оценки состояния конкурентной среды телерадиокомпании «Шахар».

Рисунок 1 - Дерево переменных для оценки конкурентной среды медиа-бизнеса телерадиокомпании «Шахар»

Источник: составлено автором

В результате проделанной работы была построена система мониторинга и оценки конкурентной среды телерадиокомпании «Шахар». Построенная таким образом система может быть использована систематически с необходимой периодичностью, раз в месяц или раз в квартал, что позволит обеспечить мониторинг конкурентной среды медиа-бизнеса «Шахар» и ее качественную оценку, а также отследить происходящие изменения в конкурентной среде, прогнозировать тенденции развития. Степень достоверности получаемых результатов будет зависеть от знаний и уровня интуиции персоналий, приглашаемых в качестве экспертов. С другой стороны, предлагаемая автором система мониторинга и оценки в значительной мере позволяет использовать отдельные знания и понимание различных аспектов действительности экспертов для составления экспресс-оценки конкурентной среды медиа-бизнеса.

Литература

1. Портер М. Э. Конкуренция.: Пер. с англ.: Уч. пос. - М.: Издательский дом «Вильяме», 2000.