Каталог статей

Исавнин А.Г., Хамидуллин М.Р.

Об алгоритмах метода штрафных функций с неполной минимизацией вспомогательных функций

Современное дополнительное образование в Казахстане рассматривается как система дополнительных образовательных программ и дополнительных образовательных услуг, реализуемых в целях всестороннего удовлетворения потребностей учащихся, общества, государства. Оно обладает большими возможностями для совершенствования общего среднего образования, позволяя полнее использовать потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и применения школьных знаний. Дополнительное образование является необходимым компонентом современного общего среднего образования, так как его результаты значимы для общества в целом и каждого обучающегося в отдельности [1; с. 25].

 Современный этап развития системы дополнительного образования детей характеризуется становлением ее как самостоятельной образовательной сферы, ориентированной на взаимодействие с различными областями жизнедеятельности ребенка – семьей, школой, социумом, что определяет направленность этого вида образования на воспитание детей, способных быстро адаптироваться к жизненным условиям, самостоятельно и взвешенно выбирать виды и формы деятельности, принимать ответственные решения, основанные на гуманистических ценностях национальной и мировой культуры [2; с.125].

В этих условиях принципиально изменился статус и функции учреждений дополнительного образования детей (УДОД). В настоящее время эти учреждения должны стать учреждениями, выходящими на уровень комплексных образовательных программ, с помощью которых будут удовлетворены потребности ребенка и родителей в дополнительных образовательных услугах.

Каждое из этих учреждений имеет собственные подходы к осуществлению образовательной деятельности, собственный опыт работы в этом направлении; но поскольку УДОД являются составной частью целостной образовательной системы, то их деятельность строится на основе документов, в которых определяются основные направления, принципы деятельности.

В соответствии с государственными документами РК в области образования (Закон РК «Об образовании» от 27 июля 2007 года [3]; Государственная программа «Образование» [4]; Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 г. [5]; Положение о деятельности внешкольных организаций, от 22.06.2001 года  [6] и др.) одной из важнейших задач развития личности ребенка является обновление программно-методического обеспечения образовательного процесса на основе создания программ нового поколения, ориентированного на развитие способностей ребенка, психолого-педагогической поддержки одаренных детей.

Для нашей Республики Казахстан в сфере дополнительного образования наиболее актуальным сегодня является вопрос касающийся программно-методического обеспечения образовательного процесса дополнительного образования детей, который представляет собой проблемное направление в работе педагогов. Лишь не многие  педагоги дополнительного образования имеют сегодня свои авторские образовательные программы, некоторые работают по типовым программам, некоторые вообще не имеют программ, а имеют только планы работы кружков. К сожалению, эта работа осложняется рядом обстоятельств:

-не разработана нормативно-правовая база программирования дополнительного образования детей;

-отсутствуют единые требования к программам;

-не сформирован понятийный аппарат;

-продолжается дискуссия по вопросу классификации построения программ и др.

Анализ ряда авторских образовательных программ педагогов дополнительного образования детей УДО г.Караганды, г.Темиртау, позволил выявить  наиболее часто встречающиеся ошибки, допускаемые педагогами при написании образовательных программ, которые представлены нами в таблице 1.

Название раздела

Типичные ошибки

Пояснительная записка

- отсутствует краткая характеристика предмета;                                                          - не раскрывается актуальность, новизна программы

Цели и задачи

- не всегда различаются понятия «цель» и «задача»;                                          - отмечается несоответствие задач поставленным целям;                                                    - несоответствие поставленных целей срокам реализации программы;                                                                                              - отсутствие разделения задач на «образовательные», «развивающие», «воспитательные»

Условия реализации программы

- отсутствие временных границ прохождения программы;                                   - отсутствие условий набора;                                                                                        - отсутствие режима занятий.

Описание форм и методов проведения занятий

- непонимание различия понятий «форма» и «метод» обучения

Учебно-тематический план

- встречается поурочное планирование вместо разделов программы;                                                                                                     - не указывается итоговое количество часов на год, не всегда итоговое количество часов соответствует нормативам;                                                          - учебно-тематический план составлен не на весь период обучения. (Например, программа рассчитана на 5 лет обучения, а учебно-тематический план прописан только на 1-2 года);                               учебно-тематический план и содержание программы проектируются без учета возраста. (Например, «программа рассчитана на детей от 8 до 16 лет».   В программе, рассчитанной на детей младшего школьного возраста, планируются темы, требующие базовых знаний учащихся старших классов

Содержание

- неумение  «телеграфным» стилем перечислить содержание раскрываемых тем (теория и практика)

Ожидаемые результаты

- отсутствие конкретных знаний, умений и навыков по каждому году обучения;                                                                                                                       - конкретные знания, умения, навыки по содержанию не отличаются от содержания программы;                                                                                                        - называются знания, умения, навыки, которые невозможно оценить

Материально-методическое обеспечение

- отсутствие описания оборудования, материалов, необходимых для реализации программы

Литература

- отсутствие или неправильное оформление списков литературы

Прежде всего, отмечается слабое представление педагогов о структуре, стиле написания программы. Иногда образовательная программа представляет собой отчет, часто в качестве программы предлагаются поурочные разработки.

Педагоги дополнительного образования, методисты смогут использовать в своей деятельности данные материалы, идеи, опыт, для создания своих программ, организации деятельности по программно-методическому обеспечению образовательного процесса в УДО.

Литература:

1. Жамадилов Н.Д Позаботимся о нашей опоре и надежде. – А.: Современное столичное образование. – 2005. - № 3. С. 23-25.

2. Кусаинов А., Загайнова В. О дополнительном образовании в Казахстане. – А.: Высшая школа Казахстана. – 2003. - № 1. С. 125-129.

3. Закон Республики Казахстан «Об образовании»/Казахстанская правда. – 2007, 15 августа (№ 127). – С. 9-11.

4. Государственная программа «Образование»/Законодательство об образовании в РК. – Алматы: Юрист, 2003. – 177 с. – С. 35 – 49.

5. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы // Индустриальная Караганда. – 2004, 21 окрября (№ 99 - 100). – С. 5 – 10.

6. Положение о деятельности внешкольных организаций от 22.06.2001 г. № 849.