Каталог статей

Агаджанян Т.В.

Многокритериальные классификационные признаки предприятий как объектов прогнозирования

Прогнозирование имеет, несомненно, определенные особенности в зависимости от тех или иных системных параметров прогнозного объекта. В этой связи целесообразно, на наш взгляд, рассмотреть, многокритериальные классификации предприятий как объектов прогнозирования, что позволит нам выявить данные особенности и определить на той основе наиболее актуальные виды прогнозных исследований.

Основными (типичными) признаками классификации промышленных предприятий по группам, как известно, являются: отраслевая и предметная специализация, структура производства, мощность производственного потенциала (размер предприятия).

Рассмотрим эти классификации подробнее, увязывая их с задачами прогностического управления промышленным предприятием [1, 4].

Обычно в промышленности выделяют две большие группы специализированных отраслей: добывающую и перерабатывающую группы. Прогностическое управление развития предприятий тех или иных отраслей имеет свои особенности. Если ограничивающим фактором для добывающей промышленности является запас естественных месторождений полезных ископаемых, их потенциальные объемы, виды, территориальное расположение и т.п., то ориентиром для предприятий, производящих товары народного потребления, является предельное разнообразие потребностей населения и тенденции их дальнейшего развития. Для предприятий второго подразделения (производство средств производства, группы «А») заказчиком выступают, в основном, предприятия первого подразделения (производство предметов потребления, группы «Б») и потому их прогнозирование является наиболее сложным процессом. Если продолжать отраслевое исследование объекта прогнозирования «предприятие», то необходимо также выделить, так называемый сектор высоких технологий, включающий в себя отрасли, производящие потенциально конкурентоспособную на мировом рынке продукцию (авиационную и космическую технику, атомные технологии, продукцию энергомашиностроения, лазерную технику т.д.). Отраслевая принадлежность предприятия определяет некоторые особенности управления и прогнозирования. Существующие взаимосвязи отраслей обусловливают и соответствующие связи между прогнозными разработками. Для интеллектуальноемких, высокотехнологичных отраслей особую роль играют поисковые инновационные прогнозы, а также прогнозы мировых тенденций и мировых рынков. Для потребительского сектора наиболее актуальными являются прогнозы развития внутреннего рынка, а также выявление тенденций развития качества выпускаемой продукции, зарождения новых технологий и новых видов товаров и услуг.

Следующий вид классификации предприятий - по структуре производства, позволяет выделить предприятия: узкоспециализированные, изготовляющие ограниченный ассортимент продукции массового или крупносерийного производства; многопрофильные, выпускающие продукцию широкого ассортимента и различного назначения; комбинированные.

Если в последнем случае можно говорить о цепочках прогнозирования, отслеживающих производственно-экономические процессы, то в первых двух случаях объект прогнозирования целесообразно разукрупнить, выделяя относительно независимые бизнес-процессы, связанные с производством однородной продукции (своеобразные модули или ячейки прогнозирования и управления). Тогда внутренние и внешние факторы, влияющие на исследуемый объект, становятся более прозрачными и легче моделируются на формальном уровне.

По уровню мощности (размера) предприятия подразделяют обычно на три группы: малые, средние и крупные. Известно, что чем масштабнее предприятие, тем оно инерционнее, тем выше сохраняемость ранее сложившихся тенденций во времени и меньше степень зависимости от внешней среды. Для малого бизнеса влияние факторов внешней среды гораздо значимее, чем для крупных. Даже небольшие финансовые потери и деловые неудачи могут привести малые предприятия к банкротству. Поэтому происходит смещение акцентов прогнозирования от внутренней ситуации к внешней по мере разукрупнения бизнеса, рождения малых его форм. И, наоборот, приоритеты смещаются от внешних факторов к внутренним в процессе развития и укрупнения бизнеса, увеличения производственной мощности.

На сегодняшний день в России насчитывается около 946 тысяч малых предприятий, производящих в совокупности около 11% ВВП и обеспечивающих работой более 10 млн. человек. Но именно на уровне малого бизнеса стратегические вопросы, как правило, отошли на второй план, уступив место текущим проблемам выживания. Поэтому актуальной является задача обеспечения малых предприятий опережающей рыночной информацией, особенно по вопросам тенденций развития потребительского поля, проектов, изменений налогового и иного законодательства, прогноза развития тех или иных отраслей и регионов [4].

В то же время малые предприятия часто рассматриваются в качестве своеобразных «разведчиков будущего». Их чуткость к инновациям, гибкость, способность быстро реагировать на изменение конъюнктуры, склонность к риску позволяют им быть своеобразной «соединительной тканью» между прошлым и будущим.

К преимуществам же крупного бизнеса следует отнести [4]:

- возможность проведения крупномасштабных научно-исследовательских, поисковых и прикладных работ, проектных и конструкторских работ, создание новой техники и ее распространение;

- возможность внедрения и лучшего использования более современного высокопроизводительного оборудования;

- лучшие условия для применения более совершенной организации производства;

- снижение издержек производства за счет снижения постоянных затрат на единицу продукции с увеличением объема производства;

- большие возможности для углубления разделения и кооперирования труда;

- возможность постановки системы эффективного и качественного прогнозирования всех ключевых аспектов деятельности предприятия, а также принципиальных угроз и возможностей внешней среды.

Следующий признак в классификации предприятий, который, на наш взгляд, целесообразно рассмотреть, связан с этапом жизненного цикла той или иной организации.

Во-первых, определившись с переживаемым в настоящее время этапом жизненного цикла, любое предприятие сможет предполагать, какие характерные черты в будущем облике его ожидают, потому как существуют общие закономерности независимо от форм собственности или видов бизнеса у всех хозяйствующих субъектов.

Во-вторых, само отношение к перспективам развития, к размещению приоритетов текущего или стратегического направления зависит от переживаемого этапа. Если на стадии рождения, детства, юности необходимо иметь как можно более значительный массив возможных сценариев развития, широкий спектр вариантов решений «а что, если...», то на этапах поздней зрелости и старения поисковое прогнозирование становится практически неактуальным.

Основные стадии жизненного цикла предприятия и приоритетные зоны прогнозирования для каждой стадии представлены в таблице 1 [2].

В числе традиционных классификаций отметим также классификацию предприятий по критериям его финансового состояния. Как известно, финансовое состояние может идентифицироваться как абсолютно устойчивое, нормально устойчивое, неустойчивое (предкризисное), кризисное и катастрофическое в зависимости от таких показателей, как платежеспособность, обеспеченность собственными оборотными средствами, коэффициент автономии и маневренности и других.

Таблица 1 - Особенности прогнозирования в зависимости от стадии жизненного цикла предприятия

Стадии жизненного цикла предприятия

Модель поведения

Приоритетные зоны прогнозирования

Рождение

Главная цель – выживание. Основная задача – выход на рынок. Характерные черты поведения - новаторство

Пространство новых и неординарных идей; новые технологии; возможные сценарии развития – поисковое прогнозирование рынков

Детство

Главная цель – увеличение прибыли. Основная задача – укрепление на рынке. Характерные черты поведения - целеустремленность, стремление к конкурентоспособности

Финансовое прогнозирование; предвидение поведения конкурентов; прогнозная сегментация рынков; многовариантное позиционирование и выбор оптимальной позиции на рынке

Юность

Главная цель – ускоренный рост продаж. Основная задача – захват и удержание своей части рынка. Характерные черты поведения - гибкость, адаптация.

Прогноз продаж, издержек, прибыли; прогноз размеров и структуры капитала; рыночный футуризм; опережающее отражение всего бизнес-пространства

Ранняя зрелость

Главная цель – систематический рост. Основная задача – рост по разнообразным направлениям. Характерные черты поведения - разнообразие интересов, координация, регулярность, осознание сильных и слабых сторон своего бизнеса

Технико-экономические показатели; ассортимент и качество продукции; сценарии взаимодействия с родственными предприятиями; нейтрализация конкурентов; прогноз перспектив различных направлений деятельности, возможности и угроз

Промежуточная зрелость

Главная цель – сбалансированный рост. Основная задача – централизация и автоматизация. Характерные черты поведения - социальная ответственность, высокая гражданственность

Построение и прогноз баланса интересов, в том числе финансовых; появление сложных форм прогнозирования: «образ будущего» предприятия, поиск нетрадиционных путей оживления бизнеса; прогноз рисков

Окончательная зрелость

Главная цель - формирование индивидуальности и имиджа. Основная задача - поиск компромисса интересов всех сторон - участников бизнеса. Характерные черты поведения - зрелость, самодовольство, уверенность

Социально-политическое прогнозирование; индивидуализация предвосхищения; построение теоретической базы непрерывного прогнозирования; коллегиальность в поисках будущего; развитие характеристик самовыражения; прогноз возможных рисков

Старение

Главная цель - сохранение достигнутого. Основная задача - стабильность и спокойствие. Характерные черты поведения - поддержание статус-кво, почитание традиций, бюрократия

Экстраполяционное прогнозирование; зоны продолжения существования; индивидуализация поиска будущего; нормативное прогнозирование достигнутого

Ликвидация или возрождение в новом качестве

Главная цель - закрытие бизнеса с минимальными потерями или радикальная перестройка, оживление. Основная задача - свертывание производства или омолаживание ресурсов, в том числе трудовых. Характерные черты поведения - агрессивность из-за неизбежности смерти или самокритичность, творчество, пробуждение новых импульсов жизни

Прогноз «жизни» или «смерти» (вероятности возрождения или неизбежности катастрофы); новые идеи, мысли, направления; прогноз количества, качества, структуры продукции; прогноз количества, качества, структуры техники и технологии; прогноз количества, качества, структуры персонала и высшего менеджмента; новые зоны стратегического развития

Прогностическая функция становится особенно значимой в кризисных ситуациях, когда решается «судьба» предприятия, в предбанкротном состоянии или непосредственно в процессе осуществления процедур банкротства.

Среди существующих подходов к типизации предприятий можно выделить также их классификацию по организационно-правовым формам, преобладающей форме собственности, размеру собственного капитала, внутренней организационно-функциональной структуре управления, уровню автоматизации производства, фондоемкости, трудоемкости и себестоимости изготовления единицы продукции, преобладающему уровню качества и т.д.

По отношению к государственному бюджету, по роли в территориальном образовании могут выделяться предприятия бюджето- (или градо-) образующие и прочие, менее значимые с точки зрения формирования бюджетных ресурсов (или территориальной инфраструктуры).

По степени кооперирования производства выделяют предприятия некооперированные, слабо кооперированные и высоко кооперированные. Также возможна классификация предприятий по истории их происхождения и сложившегося статуса, репутации в соответствующей сфере деятельности, но уровню сложности выпускаемой продукции, но возможностям доступа к дефицитным ресурсам, по силе влияния внешней среды, но наличию подразделений НИОКР и маркетинга в структуре управления [3].

Кроме традиционных, общепринятых классификаций существуют нетрадиционные, встречающиеся редко и применяемые для особых целей.

Среди нетрадиционных классификаций предприятий отметим градацию предприятий в зависимости от их установившейся позиции на рынке. В условиях рыночной экономики подобная классификация является достаточно полезной. Более того, она позволяет выявить особенности прогнозирования соответствующих объектов, которые могут быть использованы на практике (таблица 2).

Таблица 2 - Особенности прогнозирования предприятий  в зависимости от их позиции на рынке

Виды предприятий

Общая характеристика

Условный

девиз

Приоритетный прогнозный горизонт

Приоритетные прогнозные процессы

Фирмы-«виоленты»

Крупное, стандартное производство, низкая адаптивность; высокая производительность труда; низкие удельные затраты

«дешево,

но прилично»

7-10 лет

Производственно-технические процессы

Фирмы-

«патиенты»

Специализированное, мелкосерийное производство; средний уровень адаптивности, производительности труда, затрат; выводы от дифференциации продукта

«дорого, но безупречно»

5-7 лет

Организационно-управленческие процессы

Фирмы «эксплеренты»

Экспериментальные, работающие и сфере радикальных инноваций; индивидуализация услуг; высокая адаптивность к рынку, гибкость

«мы решаем

ваши

проблемы»

1-3 года

Научно-технические процессы

Фирмы «коммутанты»

Мелкий универсальный бизнес; высокая адаптивность к рынку, гибкость; повышенная рискованность (венчур)

«лучше и дешевле в случае успеха»

До 1 года

Рыночная дифференциация

По критерию целеполагания со стороны руководителей предприятия интересной является классификация, предложенная И. Ансоффом, согласно которой все предприятия можно разделить на предприятия с приростной ориентацией и с рыночной ориентацией. Если первые преимущественно производят то, что удается произвести, то вторые не приступают к изготовлению продукции, пока не убедятся в наличии потенциальных покупателей, которые, безусловно, приобретут все, что будет произведено. Данная градация позволяет актуализировать приоритетные зоны прогнозирования. Концепция И. Ансоффа по двум типам предприятий представлена в таблице 3.

Таблица 3 - Особенности прогнозирования по предприятиям разной управленческой ориентации [3]

Показатель

Предприятие с приростной ориентацией

Предприятие с рыночной ориентации

Краткая характеристика    (по И. Ансоффу)

Производственный процесс жесткий и ориентирован на возможности предприятия

Ассортимент продукции достаточно узкий

Снижение издержек производства независимо от потребностей клиентов

Выдвижение целей на основе внутренних факторов

Производственный процесс максимально гибкий, подстраивающийся под возможности рынка

Ассортимент продукции более широкий

Учет перспективных потребностей потенциальных клиентов

Выдвижение целей на основе внешних факторов

Горизонт перспективного планирования и управления

Преимущественно

краткосрочный

Преимущественно

долгосрочный

Прогноз взаимодействия с клиентурой

Неблагоприятный, на основе разового, бессистемного учета текущих потребностей

Благоприятный, на базе систематического мониторинга и прогнозирования потребностей  спроса

Проектирование новых товаров

На основе имеющихся технологий и существующих видов деятельности

На основе изучения и разработок новых технологий и перспективного ряда новых товаров

Прогноз развития персонала

Профессиональное развитие персонала вслед за эволюционным развитием производства

Обучение персонала считается делом второстепенным

Опережающее профессиональное развитие персонала сочетается с личностным развитием производства

Обучение персонала считается первостепенным

Поддерживается творческая активность и предпринимательский дух

Прогноз динамики развития предприятия

Отрицательный

Возможность появления настораживающих, опасных и кризисных тенденций

Положительный

Возможность появления обнадеживающих, позитивных и «звездных» тенденций развития бизнеса

Прогнозная оценка вероятности выживания

Не более 20%

Более 80%

Таким образом, для своего выживания в стратегическом аспекте предприятие должно быть своеобразной «открытой системой», которая имеет рыночную ориентацию, заботится о долгосрочной перспективе, развивает персонал фирмы, отслеживает новейшие тенденции по новым товарам и технологиям. И, наоборот, предприятие приростного типа может рассматриваться как «закрытая система», ориентирующаяся лишь на внутренние возможности. Оно планирует от достигнутого, пренебрегая динамикой изменения запросов потребителей, не уделяет должного внимания прогнозным исследованиям и, как итог, имеет повышенную вероятность банкротства.

Литература

1. Проблемы и перспективы технологического обновления российской экономики. / Под ред. В.В. Ивантера, Н.И. Комкова. - М.: МАКС-Пресс, 2007.

2. Розен, В.В. Модели принятия решений в экономике / В.В. Розен. – М.: Высшая школа, 2002. – 288 с.

3. Ромашова И.Б. Прогнозирование в системе управления современным предприятием: монография. – Н.Новгород: Издательство Нижегородского университета, 2000. – 382 с.

4. Цыгичко В.Н. Прогнозирование социально-экономических процессов / В.Н. Цыгичко. – М.: Либроком, 2009. – 240 с.