Каталог статей

Коваль Д.В., Ковелёва И.В.

Пути решения проблем социальной защиты населения в современных условиях хозяйствования

Социальная политика является неотъемлемой частью национальной политики государства, которая обеспечивает защиту прав человека, создает условия для успешного осуществления деятельности и стабильного развития общественной системы. Основным атрибутом социальной политики любого государства является социальная защита населения.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в условиях кризиса происходит снижение  уровня социальной защиты населения, и на первый план выходит решение таких проблем как безработица, инфляция, распределение доходов, дефицит государственного бюджета и др.

Исследования в сфере социальной защиты населения проводили многие отечественные   и   зарубежные   ученые,  такие  как  А. Амоша,    Т.Аткинсон,  С. Бандура,  Н. Борецкая, М. Волгина, В. Гейц,  О. Гришнова, Г. Еспинг-Андерсен,   Т.Кирьян,  В. Куценко,  Т. Маршалл, В. Садовой, Р. Титмусс и др.

Целью исследования является анализ основных составляющих социальной защиты и определение основных проблемных аспектов в данной сфере.

         Одним из важнейших направлений социальной политики государства является социальная защита населения. Большинство современных экономистов определяют социальную защиту как комплекс организационно-правовых и экономических мер, направленных на обеспечение жизни, здоровья и благосостояния населения в конкретных экономических условиях [1, c. 104]. Социальная защита - это государственная поддержка определенных категорий населения, которые могут подвергаться негативному влиянию рыночных процессов, обеспечение соответствующего уровня жизни путем оказания правовой, финансовой, материальной помощи отдельным гражданам (маргинальным слоям населения), а также создание социальных гарантий для экономически активной части населения, обеспечение приемлемых для страны условий жизни и труда граждан, в частности через установление социальных стандартов [2, с. 23].

         Социальная защита осуществляется в виде  социального обеспечения, социальных услуг и социальной помощи. (Рис.1)


Рисунок 1 – Составляющие системы социальной защиты

Общеобязательное государственное социальное страхование – это система мер, обязательств и гарантий, которые предусматривают предоставление социальной защиты населению за счет денежных фондов, которые формируются путем уплаты страховых взносов работодателями и гражданами, а из бюджетных и других источников, предусмотренных законодательством.

Социальная помощь – это система мер по улучшению состояния определенных социальных слоев путем реализации социальных программ и обеспечения деятельности сети соответствующих социальных учреждений. Такая помощь не является гарантированной, а предоставляется по решению соответствующих органов с учетом существующих в обществе критериев для назначения такой помощи.

Предоставление социальных услуг – это звено, которое объединяет административно-правовую систему социальной защиты с теми, для кого она предназначена, - населением. Эту функцию должен выполнять социальный работник, который обязан предоставлять эффективные социальные услуги индивидам, семьям, группам, гражданам и обществу с целью улучшения качества жизни и функционирования социума [3].

Построение эффективной системы социальной защиты предполагает наличие сбалансированных систем социального страхования и социальной помощи как базовых элементов социальной защиты населения.

Следует отметить, что в Украине действующая система социальной защиты является крайне несовершенной. Более того, пытаясь ее усовершенствовать, изменить форму социальной поддержки не учитывается целый ряд факторов. Во-первых, слабость общественно-экономических и политических организаций, обеспечивающих социальную защиту населения. Во-вторых, сами формы социальной поддержки, имея номенклатурное происхождение, в большинстве случаев тяготеют к корпоративной модели организации, что создает тенденцию к формированию закрытых и бюрократически организованных форм социальной защиты. Одинаковая доступность, общие правила функционирования, демократичность функционирования системы социальной защиты становятся в этом случае недостижимой целью, а не реальным механизмом. Система социальной защиты в этом случае действительна только для отдельных категорий работников отдельных категорий граждан, для тех, кто оказался близок к той или иной системе [4].

Современной экономике Украины необходима такая система социальной защиты, которая позволяет использовать трудовой и инновационный потенциал каждого человека, независимо от социально-экономического статуса, от того, к какой социальной группе он принадлежит. Если это условие не будет выполняться, то проблемным станет использование квалифицированной рабочей силы, которая должна иметь способность к переобучению, инновациям, творчеству.

Кроме того построение и функционирование социальной защиты населения зависит от ее финансирования. По данным табл. 1 можно проанализировать расходы сводного бюджета на социальную сферу и социальную защиту населения за 2000-2010 гг. [3]

Таблица 1

 Расходы сводного бюджета Украины на социальную сферу и социальную защиту населения

Год

Всего расходов бюджета,млрд грн

Образование

Охрана здоровья

Душевное и физическое развитие

Социальная защита и социальное обеспечение

Всего на социальную защиту и социальную сферу

млрд грн

%

млрд грн

%

млрд грн

%

млрд грн

%

млрд грн

%

2000

34,8

4,7

13,5

3,8

10,9

0,6

1,7

4,1

11,9

13,2

37,9

2001

48,2

7,1

14,7

4,9

10,2

0,9

1,9

6

12,4

18,9

39,2

2002

55,5

9,9

17,8

6,4

11,6

1,3

2,3

11,6

20,9

29,2

52,6

2003

60,3

12,3

20,3

7,5

12,5

1,4

2,4

12,6

20,9

33,8

56,1

2004

75,8

15

19,8

9,7

12,8

2,1

2,8

13

17,2

39,8

52,5

2005

102,5

18,3

17,9

12,2

11,9

2,7

2,6

19,5

19

52,7

51,4

2006

142

26,8

18,9

15,5

10,9

3,5

2,5

40,1

28,2

85,9

60,5

2007

175,5

33,8

19,3

19,7

11,2

4,3

2,5

41,5

23,6

99,3

56,6

2008

227,6

44,3

19,5

26,7

11,7

5,7

2,5

48,6

21,4

125,3

55,1

2009

312

61

19,6

33,6

10,8

7,9

2,5

74,1

23,8

176,6

56,6

2010

307,4

66,8

21,7

36,6

11,9

8,3

2,7

78,8

25,6

190,5

62,0

Анализируя табл. 1 следует отметить, что расходы на социальную сферу и социальную защиту населения в структуре всех расходов сводного бюджета Украины увеличились с 37,9 % в 2000 г. до 62% в 2010 г. Но при этом, устойчивого роста расходов на социальную сферу не наблюдается, происходило снижение этого показателя в 2004, 2005 и 2008 годах. В 2006-ом и 2010-ом году наблюдалась рост доли расходов сводного бюджета на социальную сферу, однако проблемными остаются практически все направления социальной сферы [5].

Что касается прогнозных показателей, то в проекте Государственного бюджета на 2012 год существенно усилены реальные гарантии социальной защиты граждан Украины. Правительство при разработке проекта Государственного бюджета на 2012 год использовало комплексный подход. Речь идёт не только о повышении минимальной  зарплаты (к концу 2012 г – 1134 грн.), минимальной пенсии (повышение на 10% - до 916 грн в месяц) и прожиточного минимума (к концу 2012 г – 1095 грн), но и о внедрении прочих экономических инструментов, наполняющих декларируемые социальные гарантии реальным и ощутимым содержимым (контроль над инфляцией, сдерживание роста цен на товары и услуги, укрепление национальной валюты, создание новых рабочих мест). Более 30 млрд. дополнительных гривен пойдут на увеличение социальных выплат, а 12 млрд. – на модернизацию инфраструктуры (школ, больниц, объектов ЖКХ).

Несмотря на то, что в решении этих задач достигнуты определенные успехи (работают жилищные субсидии, система социального страхования), следует отметить, что в текущем году лишь 63 бюджетных программы (7,1% от общего количества) профинансированы в полном объеме. Не было начато выполнение 139 социальных программ, а ассигнования получили на 50 программ меньше, чем было запланировано на этот период. Недофинансирование коснулось программ по охране здоровья, программы социальной защиты детей, информатизации образовательных учреждений [6].

Таким образом, существует ряд значительных проблемных аспектов в системе социального обеспечения населения, однако первоочередными являются финансирование и несовершенная законодательная и нормативная база регулирования социальной сферы. Что касается финансирования, то, несмотря на увеличение показателей расходов на социальную защиту с 37,9 % до 62,0 % в период с 2000-го по 2010-й год, уровень жизни населения остается низким, о чем свидетельствует низкий уровень доходов, показатели сокращения численности, роста заболеваемости, высокой смертности населения Украины. Относительно второго проблемного аспекта – законодательной и нормативной базы регулирования социальной сферы следует отметить, что в   современных условиях она требует значительного усовершенствования, так как большинство законов принимается без учета закономерностей развития общества и сложившейся в стране кризисной ситуации.

Литература

1. Скуратівський В.А. Основи соціальної політики : [навч.посіб.] / Скуратівський В.А., Палій О.М. – К: МАУП, 2002. – 200 с.

2. Дідківська К.В. Актуалізація ролі соціально-етичного маркетингу в сучасних умовах  господарювання / К.В. Дідківська // Актуальні проблеми економіки – 2009. – № 9 (99). – С.102-107.

3. Иванова О.Л. Социальная политика: теоретические аспекты / О.Л. Иванова. – К.: Академия, 2003. – 107 с.

4. І.В. Рудкевич Напрями державної соціальної політики України в сучасних умовах // Економіка та держава. – 2010. - №6. – с.103 – 105

5. Богданова Т.І. Якість життя населення – як мета політики соціально-орієнтованої держави/ Т.І.Богданова// Вісник соціально-економічних досліджень. – 2010.-№37.-С.8-9.