Каталог статей | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Коваль Д.В., Ковелёва И.В. Пути решения проблем социальной защиты населения в современных условиях хозяйствованияСоциальная политика является неотъемлемой частью национальной политики государства, которая обеспечивает защиту прав человека, создает условия для успешного осуществления деятельности и стабильного развития общественной системы. Основным атрибутом социальной политики любого государства является социальная защита населения.Актуальность данной темы обусловлена тем, что в условиях кризиса происходит снижение уровня социальной защиты населения, и на первый план выходит решение таких проблем как безработица, инфляция, распределение доходов, дефицит государственного бюджета и др. Исследования в сфере социальной защиты населения проводили многие отечественные и зарубежные ученые, такие как А. Амоша, Т.Аткинсон, С. Бандура, Н. Борецкая, М. Волгина, В. Гейц, О. Гришнова, Г. Еспинг-Андерсен, Т.Кирьян, В. Куценко, Т. Маршалл, В. Садовой, Р. Титмусс и др. Целью исследования является анализ основных составляющих социальной защиты и определение основных проблемных аспектов в данной сфере. Одним из важнейших направлений социальной политики государства является социальная защита населения. Большинство современных экономистов определяют социальную защиту как комплекс организационно-правовых и экономических мер, направленных на обеспечение жизни, здоровья и благосостояния населения в конкретных экономических условиях [1, c. 104]. Социальная защита - это государственная поддержка определенных категорий населения, которые могут подвергаться негативному влиянию рыночных процессов, обеспечение соответствующего уровня жизни путем оказания правовой, финансовой, материальной помощи отдельным гражданам (маргинальным слоям населения), а также создание социальных гарантий для экономически активной части населения, обеспечение приемлемых для страны условий жизни и труда граждан, в частности через установление социальных стандартов [2, с. 23]. Социальная защита осуществляется в виде социального обеспечения, социальных услуг и социальной помощи. (Рис.1)
Рисунок 1 – Составляющие системы социальной защиты Общеобязательное государственное социальное страхование – это система мер, обязательств и гарантий, которые предусматривают предоставление социальной защиты населению за счет денежных фондов, которые формируются путем уплаты страховых взносов работодателями и гражданами, а из бюджетных и других источников, предусмотренных законодательством. Социальная помощь – это система мер по улучшению состояния определенных социальных слоев путем реализации социальных программ и обеспечения деятельности сети соответствующих социальных учреждений. Такая помощь не является гарантированной, а предоставляется по решению соответствующих органов с учетом существующих в обществе критериев для назначения такой помощи. Предоставление социальных услуг – это звено, которое объединяет административно-правовую систему социальной защиты с теми, для кого она предназначена, - населением. Эту функцию должен выполнять социальный работник, который обязан предоставлять эффективные социальные услуги индивидам, семьям, группам, гражданам и обществу с целью улучшения качества жизни и функционирования социума [3]. Построение эффективной системы социальной защиты предполагает наличие сбалансированных систем социального страхования и социальной помощи как базовых элементов социальной защиты населения. Следует отметить, что в Украине действующая система социальной защиты является крайне несовершенной. Более того, пытаясь ее усовершенствовать, изменить форму социальной поддержки не учитывается целый ряд факторов. Во-первых, слабость общественно-экономических и политических организаций, обеспечивающих социальную защиту населения. Во-вторых, сами формы социальной поддержки, имея номенклатурное происхождение, в большинстве случаев тяготеют к корпоративной модели организации, что создает тенденцию к формированию закрытых и бюрократически организованных форм социальной защиты. Одинаковая доступность, общие правила функционирования, демократичность функционирования системы социальной защиты становятся в этом случае недостижимой целью, а не реальным механизмом. Система социальной защиты в этом случае действительна только для отдельных категорий работников отдельных категорий граждан, для тех, кто оказался близок к той или иной системе [4]. Современной экономике Украины необходима такая система социальной защиты, которая позволяет использовать трудовой и инновационный потенциал каждого человека, независимо от социально-экономического статуса, от того, к какой социальной группе он принадлежит. Если это условие не будет выполняться, то проблемным станет использование квалифицированной рабочей силы, которая должна иметь способность к переобучению, инновациям, творчеству. Кроме того построение и функционирование социальной защиты населения зависит от ее финансирования. По данным табл. 1 можно проанализировать расходы сводного бюджета на социальную сферу и социальную защиту населения за 2000-2010 гг. [3] Таблица 1 Расходы сводного бюджета Украины на социальную сферу и социальную защиту населения
Анализируя табл. 1 следует отметить, что расходы на социальную сферу и социальную защиту населения в структуре всех расходов сводного бюджета Украины увеличились с 37,9 % в 2000 г. до 62% в 2010 г. Но при этом, устойчивого роста расходов на социальную сферу не наблюдается, происходило снижение этого показателя в 2004, 2005 и 2008 годах. В 2006-ом и 2010-ом году наблюдалась рост доли расходов сводного бюджета на социальную сферу, однако проблемными остаются практически все направления социальной сферы [5]. Что касается прогнозных показателей, то в проекте Государственного бюджета на 2012 год существенно усилены реальные гарантии социальной защиты граждан Украины. Правительство при разработке проекта Государственного бюджета на 2012 год использовало комплексный подход. Речь идёт не только о повышении минимальной зарплаты (к концу 2012 г – 1134 грн.), минимальной пенсии (повышение на 10% - до 916 грн в месяц) и прожиточного минимума (к концу 2012 г – 1095 грн), но и о внедрении прочих экономических инструментов, наполняющих декларируемые социальные гарантии реальным и ощутимым содержимым (контроль над инфляцией, сдерживание роста цен на товары и услуги, укрепление национальной валюты, создание новых рабочих мест). Более 30 млрд. дополнительных гривен пойдут на увеличение социальных выплат, а 12 млрд. – на модернизацию инфраструктуры (школ, больниц, объектов ЖКХ). Несмотря на то, что в решении этих задач достигнуты определенные успехи (работают жилищные субсидии, система социального страхования), следует отметить, что в текущем году лишь 63 бюджетных программы (7,1% от общего количества) профинансированы в полном объеме. Не было начато выполнение 139 социальных программ, а ассигнования получили на 50 программ меньше, чем было запланировано на этот период. Недофинансирование коснулось программ по охране здоровья, программы социальной защиты детей, информатизации образовательных учреждений [6]. Таким образом, существует ряд значительных проблемных аспектов в системе социального обеспечения населения, однако первоочередными являются финансирование и несовершенная законодательная и нормативная база регулирования социальной сферы. Что касается финансирования, то, несмотря на увеличение показателей расходов на социальную защиту с 37,9 % до 62,0 % в период с 2000-го по 2010-й год, уровень жизни населения остается низким, о чем свидетельствует низкий уровень доходов, показатели сокращения численности, роста заболеваемости, высокой смертности населения Украины. Относительно второго проблемного аспекта – законодательной и нормативной базы регулирования социальной сферы следует отметить, что в современных условиях она требует значительного усовершенствования, так как большинство законов принимается без учета закономерностей развития общества и сложившейся в стране кризисной ситуации.
Литература 1. Скуратівський В.А. Основи соціальної політики : [навч.посіб.] / Скуратівський В.А., Палій О.М. – К: МАУП, 2002. – 200 с. 2. Дідківська К.В. Актуалізація ролі соціально-етичного маркетингу в сучасних умовах господарювання / К.В. Дідківська // Актуальні проблеми економіки – 2009. – № 9 (99). – С.102-107. 3. Иванова О.Л. Социальная политика: теоретические аспекты / О.Л. Иванова. – К.: Академия, 2003. – 107 с. 4. І.В. Рудкевич Напрями державної соціальної політики України в сучасних умовах // Економіка та держава. – 2010. - №6. – с.103 – 105 5. Богданова Т.І. Якість життя населення – як мета політики соціально-орієнтованої держави/ Т.І.Богданова// Вісник соціально-економічних досліджень. – 2010.-№37.-С.8-9. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||