Каталог статей |
Сапрыкина Г.Н. Направления маркетинговых исследований в туристическом бизнесеТуристическая отрасль на сегодняшний день не является самой продвинутой в плане проведения маркетинговых исследований. Без постоянно проводимых маркетинговых исследований здесь не обойтись. Однако в сфере проведения подобных исследований можно отметить не только общий дефицит информации, но и наличие определенных специфических условий, связанных с текущим состоянием туристической отрасли, вызванных большим количеством игроков на рынке и, безусловно, пересечением сфер их интересов. К особенностям проведения такого рода исследований в туризме можно отнести следующие:· потребность проведения маркетинговых исследований связана, как правило, с ситуацией, когда проблема уже назрела и необходимо срочно принимать какие-то действия для ее локализации (что часто бывает уже поздно); · при проведении маркетинговых исследований туроператоры нередко рассчитывают только на свои силы, хотя объем поставленных задач часто явно превышает возможности одного маркетингового отдела, который должен выполнять также и свои текущие, сиюминутные задачи; · необходимость обеспечения конфиденциальности информации (как на уровне постановки проблемы, так и на уровне анализа полученных в ходе исследований данных) вызывает у заказчиков исследований определенные опасения возможной утечки сведений к конкурентам и преждевременного информирования общественности о своих интересах (а они у многих туроператоров на сегодняшний день, как правило, значительно пересекаются); · работа с респондентами – клиентами, агентствами – в сфере туризма имеет свои определенные особенности как с точки зрения деликатности содержания исследуемых вопросов, так и с точки зрения доступа к источнику информации. Среди наиболее типичных тем маркетинговых исследований изучения работы туроператоров можно назвать следующие: · составление рейтингов популярности туристических брендов среди туристов и турагентств (при построении различного рода рейтингов очень важна корректность и однозначность методики расчета, определение степени влияния частных показателей работы турфирм на результирующий рейтинговый показатель); · оценка ситуации по достаточно раскрученному на рынке, но новому для конкретного туроператора направлению (выявление реальной картины присутствия на рынке ведущих туроператоров и определение сложившегося на данный момент отношения турагентств к работе с ними); · оценка текущей и перспективной ситуации на рынке по принципиально новым туристическим направлениям (разработка и внедрение на рынке новых туристических направлений, таких как: Индия, Вьетнам, Кения, Бразилия); · оценка перспективных возможностей развития рынка по определенным направлениям (определение возможностей и путей дальнейшего развития и продвижения конкретного направления, выявление отношения туристов к уровню текущих предложений, и.т.п.); · оценка эффективности рекламы (проведение анализа общей рекламной кампании туроператора как в целом так и по отдельным параметрам);. · оценка эффективности средств массовой информации для рекламодателей ( выбор перечня печатных изданий и каналов средств массовой информации, которые можно отнести к наиболее предпочтительным для целевой аудитории в туризме – туристов и туристических агентств); · анализ ситуации в регионах (изучение проблем развития Салехардских туристических агентств, их сотрудничества с другими туроператорами, определение тенденций развития регионального спроса по отдельным направлениям и т.д.); · анализ качества туристического продукта (создание системы текущего контроля качества предлагаемых оператором турпродуктов, выявление отрицательных моментов в организации отдыха и экскурсионных программ ); · анализ проблемных ситуаций (разработка методики проведения исследования, которая должна быть уникальной с учетом существа поставленной задачи и эффективной в плане получения результатов, способствующих выбору путей локализации и решения проблемы). Для успешного проведения маркетинговых исследований и получения хороших результатов необходимо обращать внимание на ряд обязательных условий, среди которых можно выделить следующие: · постановка проблемы, которая во многом является определяющей для начала проведения любого исследования. · выбор репрезентативной группы, влияющий как на качество полученных результатов, так и на возможность разумной экономии на затратах, поскольку при грамотно подобранной репрезентативной группе респондентов значимые и достоверные результаты можно получить в группах меньшего объема. · Рассмотренные здесь вопросы – только верхняя часть айсберга, название которому маркетинговые исследования в туризме. Подводя некоторый итог в рамках рассмотренной темы, можно лишь выразить надежду на то, что эти исследования получат импульс к интенсивному развитию в ближайшее время, благодаря более пристальному интересу со стороны туроператоров. Главное – чтобы получаемые с их помощью результаты еще больше способствовали развитию туристической отрасли в России, повышению уровня работы туристических фирм и улучшению качества туристических услуг.
|