Каталог статей

Каримова Э.Р.

Формирование комплексного механизма управления экономической системой муниципального образования

Объективной основой изменения роли органов местного самоуправления в современных условиях является постепенное осознание местным сообществом возможности под свою ответственность и в основном за счет своей инициативы и мобилизации внутренних предпосылок, потенциала и ресурсов обеспечивать собственное развитие, что обуславливает становление муниципального образования как достаточно самостоятельного социально-экономического образования, призванного реализовать две основные функции: обеспечения благоприятных условий для жизнедеятельности населения и формирования благоприятной среды для становления новых экономических отношений, развития предпринимательства и межхозяйственного взаимодействия.

Реализация указанных функций в условиях, как правило, жестко лимитированных муниципальных ресурсов, возможна лишь при условии подхода к муниципальному образованию как единому целому, и формирования комплексного механизма управления экономической системой муниципального образования, который должен взаимно учитывать интересы населения территории, органов местного самоуправления, государственных органов власти, субъектов, осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность на территории муниципального образования.

Вопрос о структуре механизма управления на сегодняшний день остается открытым, а в отношении структуры механизма управления экономической системой муниципального образования – практически неизученным.

Комплексный механизм управ­ления экономической системой муниципального образования, по мнению автора, можно определить как совокупность ресурсов, методов, средств и инструментов воздействия на процессы, происходящие в муниципальном образовании, применяемые органами местного самоуправления в пределах выделенных полномочий,  для достижения целей устойчивого развития экономической системы муниципального образования. Он  включает в себя следующие структурные элементы:

­ цели управления, трансформированные в критерии управления (количественный аналог целей);

­ факторы управления (элементы объекта управления и их связи, на которые осуществляется воздействие в интересах достижения поставленных целей);

­ методы воздействия на факторы (инструментарий, способы и технологии достижения поставленных целей);

­ ресурсы управления (материально-технические, финансовые, социальные, институциональные и другие ресурсы, при использовании которых реализуется избранный метод управления и обеспечивается достижение поставленной цели).

Первый шаг в построении комплексного механизма управления экономической системой муниципального образования заключается в определении конкретных объектов управления и целей трансформации состояния или деятельности этих объектов, в качестве которых могут рассматриваться население, первичные звенья сферы производства и услуг (отдельные предприятия, как существующие, так и вновь создаваемые); определенные отрасли; территории, инвестиционные процессы и др. В соответствии с принципом измеримости, присущим стратегическим целям, возникает необходимость трансформации целей в конкретные задания, то есть критерии управления.

Основной целью применения комплексного механизма управления экономической системой муниципального образования является ­создание, сохранение, улучшение и оптимальное использование благоприятных условий для удовлетворения общественных интересов и социально-экономического развития всех форм собственности на управляемой территории. Процесс определения субъектами управления подцелей управления муниципального образования должно взаимно учитывать интересы населения территории, органов государственной власти и субъектов, осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность на территории муниципального образования.

Критериями управления экономической системой муниципального образования можно считать достижение в муниципальном образовании устойчивой динамики следующих показателей: формирование благоприятного хозяйственного климата; повышение конкурентоспособности экономики; улучшение муниципальной среды, формирование благоприятного социального климата и т.п. Кроме того, в качестве критериев возможно использование и других показателей, являющихся производными от рассмотренных выше, в том числе, динамика роста доходной части бюджета, динамика роста заработной платы, динамика роста занятости, динамика роста физического потребления на душу населения и др.

Второй шаг в построении комплексного механизма управления экономической системой муниципального образования заключается в выявлении факторов управления, на которые необходимо оказывать воздействие, чтобы выполнить задания и добиться поставленных целей. Такими факторами могут считаться свойства и элементы объекта управления в целом, свойства этих элементов, их связи с другими элементами, связи объекта с внешней средой.

Так, потенциал и перспективы развития муниципального образования находятся в прямой зависимо­сти от внешних и внутренних факторов. Так, к внешним факторам можно отнести географическое и геополитическое положение территории, климат, макроэкономическую ситуацию в стране или административный фактор, тен­денции мировой, российской и региональной экономики и внешней торговли. К внутренним – состояние ресурсов (включая население и его квалификацию, оборудование и технологии, недвижимость), финансовые ресурсы, условия хо­зяйственной деятельности, объединяемые понятием хозяйственного климата, состояние муниципальной среды, инфраструктуры и коммунальных служб.

Темпы происходящих изменений во внутренней и внешней среде функционирования экономической системы муниципального образования значительно превышают темпы совершенствования и адаптации комплексного механизма управления. В данной ситуации целесообразным представляется непрерывный постоянный контроль и диагностика происходящих изменений в среде функционирования муниципального образования с целью своевременного реагирования на происходящие изменения через совершенствование и адаптацию комплексного механизма управления экономической системой муниципального образования.

Степень согласованности критериев управления и факторов управления можно оценить сопоставлением планируемых и достигнутых показателей состояния факторов и показателей результатов (затрат, эффектов, эффективности), достижение которых обеспечивается мобилизацией указанных факторов.

Третий шаг в формировании механизма управления инвестиционной стратегией заключается в установлении методов воздействия на факторы управления. Характер воздействия зависит от природы фактора и его восприимчивости к тем или иным методам воздействия. С помощью методов управленческого воздействия формируются ресурсы, необходимые для регулирования процессов в муниципальном образовании, осуществляются практические мероприятия, обеспечивающие организующее воздействие управленческих структур на управляемые объекты.

Вопрос классификации методов управленческого воздействия на сегодняшний день остается дискуссионным, особенно это проявляется в сфере муниципального управления. На основе систематизации точек зрения различных авторов на эту проблему, структуру методов управленческого воздействия можно представить следующим образом (табл. 1).

Таблица 1

Методы управления экономической системой муниципального образования

Правовые методы

§ нормы хозяйственного права: федеральные законы, Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, устав муниципального образования и др.;

§ инструмент арбитражного рассмотрения хозяйственных споров

Политические и социальные методы

§ внешнеэкономическая политика;

§ инновационная политика;

§ социальная политика;

§ политика в области культуры и образования;

§ инвестиционная политика;

§ промышленная политика и т.п.

Экономические методы

§ государственное регулирование и поддержка;

§ конкуренция и рыночное ценообразование;

§ предоставление бюджетных субсидий на развитие отраслей;

§ бюджетные гарантии частным инвесторам;

§ стимулирующие субвенции для предприятий, находящихся в сложных экономических и экологических условиях;

§ инструменты, связанные с предоставлением налоговых льгот, льгот по аренде земли, производственных и офисных помещений, льготных кредитов;

§ муниципальный заказ;

§ регулирование структуры муниципальной собственности;

§ регулирование инвестиционных процессов;

Ресурсные методы

§ инструменты формирования финансовых ресурсов муниципального образования;

§ формирование и подготовка трудовых ресурсов муниципального образования;

§ распределение и использование природных ресурсов территории

Институциональные методы

§ организационно-административные инструменты;

§ информационные инструменты;

§ регулирование структур производственной, социальной и других сфер и инфраструктур муниципального образования

Представленные методы управления представляют собой совокупность способов целенаправленного взаимодействия субъектов хозяйствования муниципального образования и воздействия на их деятельность, обеспечивающих согласование интересов взаимодействующих сторон, объектов и субъектов управления. В таком механизме согласование интересов взаимодействующих сторон достигается путем выбора некоторой совокупности методов и инструментов управления в соответствии с природой факторов управления, на которые осу­ществляется управленческое воздействие.

Следует отметить, что рассмотренные группы методов следует использовать в качестве взаимодополняющих. Их соотношение должно определяться как уровнем развития муниципального образования, так и особенностями стратегии социально-экономического развития муниципального образования в конкретный период.

Четвертый шаг в формировании механизма управления экономической системой муниципального образования заключается в определении совокупности необходимых ресурсов управления, посредством которых организуется управленческое воздействие на состояние соответствующих факторов управления. Под ресурсами управления следует понимать источники воздействия на факторы управления. Эти источники могут носить различную природу: финансовую, материальную, социальную, управленческую, материально-техническую, нематериальную, природную. Источники воздействия не являются изолированными, так как образуются в результате взаимного влияния.

Ресурсы, как правило, являются ограниченными в рамках конкретного пространственно-временного интервала. Следствием ограниченности имеющихся ресурсов является стремление к их наилучшему (оптимальному) использованию. Ограничения по ресурсам могут приводить к необходимости пересмотра факторов управления или методов управленческого воздействия на них. А это, в свою очередь, потребует изменения ранее установленных целей комплексного механизма управления экономической системой муниципального образования и приведения их в соответствие с реальными возможностями воздействия на факторы. Только при наличии такого соответствия можно считать, что группа факторов, воздействие на которые может дать реальные результаты, выявлена.

Таким образом, в практике функционирования муниципального образования механизм управления формируется каждый раз, когда принимается управленческое решение, путем согласования всех выбранных ранее составляющих элементов механизма управления. Реальный механизм управле­ния всегда конкретен, так как направлен на достижение определенной цели, это осуществляется путем использования конкретных инструментов, ресурсов или потенциалов.