Каталог статей |
Мезенцева Е.В. Крестьянские фермерские хозяйства в АПК России: особенности и условия развитияНа общем фоне роста сельскохозяйственного производства в последние годы в системе многоукладной экономики аграрного сектора России постепенно наращивают свой потенциал крестьянские фермерские хозяйства. (рисунок 1). Между разными категориями хозяйств сложилось довольно четкое отраслевое разделение труда, что определяется технико-технологическим уровнем, концентрацией производства, спецификой использования трудовых и материальных ресурсов.Основными производителями зерна, сахарной свеклы и семян подсолнечника остаются крупные коллективные сельскохозяйственные организации. Их доля в производстве этих видов продукции составила в 2010 году соответственно 78,2%, 89,3% и 70,7%. Далее весомую нишу в производстве указанных продуктов занимают фермерские хозяйства: 21%, 9,8% и 28,9%. Таким образом, в структуре производства продукции растениеводства КФХ постепенно замещают производство трех упомянутых выше видов продукции, на которых специализируются сельскохозяйственные организации. На хозяйства населения приходится менее 1% валового производства отмеченных видов продукции, поскольку выращивать эти культуры на сравнительно небольших приусадебных участках неэффективно. Совершенно иная ситуация сложилась с выращиванием скота, птицы, производстве молока, требующих много затрат ручного труда. Поэтому не случайно хозяйства населения производят почти 39,5% скота и птицы, 51% молока, а КФХ производят менее 5%. На крестьянские (фермерские) хозяйства как одну из форм малого сельского предпринимательства распространяются все виды государственной поддержки, осуществляемой из федерального и регионального бюджетов для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Объемы финансовой поддержки фермеров в последние годы в России возросли, однако в целом они недостаточно эффективны и не позволяют фермерам получить доступ к производственной, сбытовой и банковской инфраструктуре. К отличительным особенностям фермерского хозяйственного уклада следует отнести прежде всего: - принадлежность к малому сельскому предпринимательству; - высокую социально-экономическую мотивацию фермеров к труду на земле; - полную экономическую и юридическую ответственность за результаты своей деятельности; самостоятельность в обеспечении производственными ресурсами; - ограниченное использование наемной рабочей силы. Таким образом, в развитии АПК России важную роль играют крестьянские фермерские хозяйства, так как они имеет не только экономическое, но и огромное социально-политическое значение для нашей страны. Это связано с тем, что малое производство объединяет не только сельское, но большую часть городского населения. Исходя из приведенных данных очевидно, что важным условием эффективного развития КФХ в АПК выступает государственная поддержка, которая должна быть направлена на создание хозяйственной системы продовольственного обеспечения региона с учетом функционально-отраслевой зависимости субъектов хозяйствования путем формирования всех инфраструктурных элементов хозяйственно-экономической структуры агропромышленного производства. Только в условиях системного применения различных форм государственного регулирования процессами развития малых форм хозяйствования в АПК возможно повысить эффективность их деятельности, обеспечить занятость и повысить доходы сельского населения, снизить безработицу и сократить его бедность. Роль малых форм хозяйствования в развитии агропромышленного комплекса России общепризнанна на всех уровнях государственной власти. Известно, что агропромышленный комплекс является важнейшей составной частью российской экономики, так как экономический потенциал выражен около 30 % занятых в сфере материального производства, пятой частью производственных фондов, и около трети валового национального дохода. Очевидно, что развитие агропромышленного комплекса в решающей мере определяет как состояние всего народнохозяйственного потенциала региона, так и его социально-экономическую обстановку.
Источники: 1. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010// Федеральная служба государственной статистики. – Москва. 2010. |