главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск
Каталог статей

Панферова Л.В. Ямалтдинов Э.Р.

Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова, Россия

Перспективы развития инновационных проектов на отечественном рынке

Проблемы анализа и оценки инновационного потенциала научных разработок являются весьма актуальными на сегодняшний день. Современный этап мирового экономического развития характеризуется все более определяющим значением научно-технического прогресса, интеллектуализацией основных факторов производства, изменением конкурентной среды. Сегодня важно не только обладать мощным научно-техническим потенциалом, но и уметь наиболее эффективно его использовать, т.е. быстрее других и с наименьшими издержками преобразовывать новые научные идеи в готовую продукцию. Инновационные предприятия заняли центральное место в структуре национальной инновационной системы страны.

Стандартное понятие инновации это - использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления.

Мы считаем, что сущность инновационного процесса наиболее точно раскрывается в следующем определении: инновация - это результат инвестирования интеллектуального решения в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей (технологии; изделия; организационные формы существования социума, такие как образование, управление, организация труда, обслуживание, наука, информатизация и т. д.) и последующий процесс внедрения (производства) этого, с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство, креативность, прогресс). Таким образом, инновационный процесс формируется следующим образом: инвестиции — разработка — процесс внедрения — получение качественного улучшения.

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке.

В 2011 году чувашстат обследовал на предмет инновационной деятельности 351 организацию Чувашии. Из них 70 организаций, или 19,9% от числа обследованных, были инновационно-активными. При этом на одну инновационно-активную организацию приходилось 4 организации, не осуществлявших нововведения, сообщили в Чувашстате. Среди инновационно-активных организаций выделялись организации по производству электрооборудования, электронного и оптического оборудования (35,6%); по производству пищевых продуктов, включая напитки (15,6%); по производству транспортных средств и оборудования и производству машин и оборудования (по 8,9%); по металлургическому производству и производству готовых металлических изделий и целлюлозно-бумажному производству, издательской и полиграфической деятельности (по 6,7%); по текстильному и швейному производству, химическому производству, производству прочих неметаллических минеральных продуктов (по 4,4%). В совокупности названные виды экономической деятельности определяют общую картину инновационных процессов в республике, охватывая 78,2% инновационных организаций. Приоритетными видами инновационной деятельности являлись приобретение машин и оборудования; исследования и разработки новых продуктов; приобретение программных средств; обучение и подготовка персонала; производственное проектирование, дизайн и другие разработки новых продуктов; маркетинговые исследования. Приобретение прав на патенты и лицензий на использование изобретений и промышленных образцов осуществляли 12,5% обследованных организаций.

Результаты исследования, проведенные чувашстатом, свидетельствуют, что многие предприятия республики заинтересованы в инновациях. Для российских предприятий внедрение передовых технологий и новейших разработок - практически единственный путь к повышению их эффективности.

Однако существует ряд причин, которые мешают предпринимателям Чувашии всерьез заняться инновационной деятельностью, это зачастую и недостаток собственных денежных средств, отсутствие условий для инновационной деятельности, а также несовершенство Законодательства РФ. Естественно, каждый грамотный специалист понимает, что при инновационном производстве размер прибыли может быть колоссальным. И здесь существует старое правило, либо пан, либо пропал. Риски в этой сфере деятельности чрезвычайно высоки. Ведь чтобы произвести инновационный товар, нужно: изобрести его, купить патент, построить необходимое для производства этого товара оборудование, осуществить сильную маркетинговую компанию, найти рынок сбыта и т.д. Практически все то, что нужно сделать при производстве обычного товара, но разница в том, что этот товар может быть совершенно не востребован на рынке. Пока старые технологии будут приносить доход рисковать своим капиталом, мало кто станет.

В практике управления инновационной деятельностью компании неизбежно сталкиваются с рядом затруднений, вызванных так называемой неопределенностью. Это связано с отсутствием точных и достоверных сведений, необходимых для принятия управленческих решений. Решением, в данном случае, может явиться создание соответствующей инфраструктуры: бизнес–инкубаторов; технопарков; нано-фабов; особых экономических зон, финансовых институтов инновационной деятельности. В настоящее время важной составляющей рынка инвестиций в сфере высоких технологий являются венчурные фонды и бизнес-ангелы. Данные предприятия являются инвестиционными компаниями, работающими исключительно с инновационными предприятиями и проектами. Венчурные фонды, как правило, предпочитают вложения в проекты со средней степенью риска (типичная инвестиция — 1-5 млн. дол. в проект), в свою очередь бизнес-ангелы, в основном, сосредотачивают свою деловую активность на вложения в компании на самой ранней стадии развития (50-300 тыс. дол. в проект) и, как следствие, более рискованных инвестициях.

Государство, в свою очередь, создает всяческие условия для развития инновационного потенциала. Инновационная политика государства направлена на создание такой системы, которая позволит в кратчайшие сроки и с высокой эффективностью использовать в производстве интеллектуальный и научно-технический потенциал страны. Для реализации инновационной политики правительством разработаны конкретные методы, целью которых является обеспечение эффективного внедрения инновационной программы. Однако, России предстоит еще много сделать в направлении подтягивания инновационных показателей к европейскому уровню.

Список литературы
1. Амосов А. Вопросы перехода к инновационному типу воспроизводства // Экономист. 2008. № 5. С. 23-32.

2. Информационное агентство REGNUM: www.regnum.ru
3. Портал информационной поддержки инновационных проектов: [сылка более недоступна}