главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск | |||||||||||||||
Каталог статей | |||||||||||||||
к.т.н., Печаткина Е.Ю. Южно-уральский государственный университет, Россия Фирма: природа и экономикаФирма – это хозяйствующий субъект-созидатель материальных, интеллектуальных и иных жизненных благ для удовлетворения общественных потребностей участников экономического оборота с целью накопления капитала, прибыли и др. при минимальных затратах экономических ресурсов. Фирма в качестве предприятия, обладающего правом юридического лица, представляет собой комплексную организацию, которую можно определить и проанализировать по-разному. Этим занимаются различные дисциплины. История, и прежде всего экономическая история, напоминает, как возникла данная форма организации деятельности человека, как небольшие единицы постепенно превращались в крупные, как различные виды предприятий сферы услуг поддерживали индустриализацию и в конечном счете привели к современному образу развитой экономики. История объясняет также влияние культурно-религиозного окружения на формирование духа предприятия. Юридические науки позволили уточнить права и обязанности различных экономических деятелей: собственников, наемных работников, руководителей предприятия, а также его поставщиков и клиентов. Большое внимание эти науки уделяют вопросам права собственности, владения, распоряжения и пользования имуществом. В последние годы предприятия анализируются как совокупность контрактов, связывающих его составляющие. Социология в части теории организации и промышленных отношений уделяла внимание изучению отношений власти, коалиций, объединений и стратегии деятелей в рамках предприятия. Психология, со своей стороны, больше занималась индивидуальным поведением, мотивацией людей, воздействием систем побуждения внутри предприятия. Управление (менеджмент) имеет целью предоставить необходимые инструменты для анализа достижений и деятельности предприятия, его основных функций. Эта наука определяет методы управления и принятия управленческих решений. Особую значимость при этом имеет предпринимательский и инновационный менеджмент. Изучает фирму и экономическая наука. Долгие годы она рассматривала предприятие как простое место сочетания производственных факторов (капитала и рабочей силы), руководитель которого имел единственной целью максимизацию прибыли. В этой схеме предприятие принималось за своеобразный «черный ящик». И практически никто не занимался изучением его организации. В последние годы анализ предприятия продвинулся далеко вперед. Ученые отошли от стандартного подхода, прежде всего за счет создания теории демаксимизации прибыли, в соответствии с которой его деятели преследуют цели, отличные от максимизации одной лишь прибыли. Вышесказанное в первую очередь касается фирмы – делового предприятия, наделенного правами юридического лица, поскольку такого рода предприятия рассматриваются в четырех аспектах: - идеологической основы (видение, цели, корпоративная миссия, потребительская оценка); - внешней эффективности (потребности, доля на рынке, потребительская оценка качества); - внутренней эффективности (затраты, ресурсы, капитал, производительность); - стратегической способности (наметить курс, организовать дело в соответствии с выбранным курсом, повысить энтузиазм и заинтересованность людей в работе). Некоторые авторы речь ведут о тройственности природы фирмы (корпорации – крупного делового предприятия). Актуальность этого вопроса связывается с наличием проблемы оценки процессов корпоративного развития и факторов, их вызывающих. Некоторые авторы подчеркивают значимость национальной модели корпоративного управления, которая должна отражать существенную институциональную среду делового предприятия (фирмы), а именно: законодательную защиту прав собственности; развитость рынка корпоративных ценных бумаг и рынка услуг менеджеров. «Важным внешним фактором развития бизнеса и поддержания дисциплины внутри корпорации должен служить рынок контроля» [3]. В этой же работе отмечается, что национальная модель корпоративного управления в России должна демонстрировать следующие черты: - высокий уровень концентрации акционерного капитала внутри компаний; - активное участие собственников в управлении акционерным обществом; - более высокая роль внутренних инструментов корпоративного управления по сравнению с внешними; - контроль в качестве самого важного внешнего механизма корпоративного управления. В словарном определении корпорация – это общество, союз, компания, либо предпринимательская организация в форме акционерного общества. В экономике ее представляют в качестве интегрированной структуры, особым образом упорядочивающей имущественные отношения участников при совместном ведении бизнеса, или как надфирменное образование, оформленное организационно как концерн, холдинг, концентрирующее права собственности и контроля над деятельностью многих предприятий. Такая многоаспектность рассматриваемого понятия говорит как о сложности определяемого объекта, так и о его развивающемся содержании [2]. Корпорация прежде всего – организация (таблица 1), самоуправляемая и несущая определенную ответственность. Цели ее при этом связаны не с защитой интересов какой-либо одной группы «акционеров» за счет какой бы то ни было из остальных. Ее цель – служить всем им путем увеличения их возможностей добиваться своих целей все более и более эффективно [1]. И далее: «Это именно скорее цель, чем функция, поскольку корпорация может осуществлять выбор по отношению к ней – она может ее отвергнуть. корпорация может избирать сама и цели и средства. Если корпорация располагает подобным выбором, обсуждение этого вопроса теряет смысл». Целью корпорации в данном случае можно считать «развитие», направленное на достижение специфического эффекта. Корпорацию можно представить и в виде «организма». Р. Акофф пишет следующее [1]: «после второй мировой войны сформировалась новая концепция: корпорации как организма. В соответствии с ней корпорация наделялась собственными целями и жизнью… Ее главными целями, как и любого другого организма, являются выживание и рост. Прибыль корпорации… как кислород для живого организма: необходимость, но не смысл жизни». Выживание корпорации необходимо, когда экономика находится в состоянии спада, а рост – когда наблюдается экономический подъем. И, наконец, корпорация – институт [2]. Он необходим с целью снижения трансакционных издержек, которые могут быть большими в условиях неэффективности того, чтобы корпорация могла выживать, расти и развиваться, она должна постоянно преодолевать ограничения, накладываемые как трансакционными издержками, так и издержками контроля (верхнюю границу задает «предельная эффективность менеджмента», а нижнюю – «предельная эффективность рыночных трансакций»). Таблица 1 – Тройственность природы Корпорации [2]
С позиций институциональной «теории фирмы» актуальной является проблема взаимоотношений принципала и агента [6]. Рост размеров фирмы влечёт за собой увеличение затрат принципала на контроль над действиями возрастающего числа агентов. В институциональной экономике идеальной считается американская фирма. Она нацелена на максимизацию прибыли в условиях заданной конкуренцией цены на её продукцию и структуру издержек, описываемой производственной функцией. М. Фридмен по этому поводу пишет: «во многих ситуациях отдельная фирма ведёт себя как если бы она стремилась максимизировать свою ожидаемую прибыль и обладала бы для этого всей необходимой информацией» [5]. Ориентация на максимизацию прибыли задана целевой функцией принципала фирмы – её акционеров. Их основной интерес заключается в максимизации своего дохода в расчёте на одну акцию, который зависит от размеров нераспределённой прибыли предприятия по итогам года. В свою очередь размер прибыли всецело определён действиями агентов (наёмными менеджерами фирмы). Взаимоотношения типа «принципал – агент» возникают и между менеджерами, являющимися принципалами в отношении наёмных работников (рисунок 1).
Рисунок 1 – Схема взаимоотношений «принципал – агент» на акционерном предприятии: 1,2 – варианты взаимоотношений Решение проблемы принципала и агента во взаимоотношениях акционеров и менеджеров происходит на базе двух альтернативных механизмов – «голоса» и «выхода». В первом случае речь идёт об участии в годовом собрании акционеров и изменении состава директоров, во втором – о продаже своих акций, выражая тем самым неодобрение действиями менеджеров. Литература: 1. Акофф, Р. Планирование будущей корпорации / Р. Акофф. – М.: Прогресс, 1985. 2. Дубровский, В. Ж. Экономическая природа корпорации / В. Ж. Дубровский // Известия УрГЭУ. – 2004. - № 8. 3. Национальная экономика / под ред. Р. М. Нуреева. – М. : ИНФРА-М, 2010. – 655 с. 4. Попов, А. Н. Экономика фирмы (акционерного предприятия) / А. Н. Попов. – Челябинск : УралГАФК, 2000. – 51 с. 5. Friedman, M. The Methodology of Positive Economics /Positive Economics, Chicago: The University of Chicago Press, 1953. P.27. 6. Taylor, F. The Principles of Scientific Management. N.Y.: Harper, 192 urn. no: Afilgrom P., Roberts J. Organization and Management. Englewood Ctill Prentice-Hall, 1992. P. 179. 3. | |||||||||||||||