Каталог статей |
Джеломанов Е.В. Государственное регулирование обращения информационного ресурса в Республике БеларусьРегулирование обращения информационного ресурса осуществляется на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 26 мая 2009 г. № 673 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации» и о признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» [1]. В данном постановлении утверждены положения о составе государственных информационных ресурсов, о порядке государственной регистрации информационных ресурсов и ведения Государственного регистра информационных ресурсов; о порядке государственной регистрации информационных систем, использования государственных информационных систем и ведения Государственного регистра информационных систем; приведен перечень базовых государственных информационных ресурсов.Положение о составе государственных информационных ресурсов определяет, что государственные информационные ресурсы подразделяются на базовые, республиканские и региональные (территориальные). В состав базовых государственных информационных ресурсов входят: Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; Информационные объекты автоматизированной системы «Паспорт»; Единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. К республиканским государственным информационным ресурсам относят информационные ресурсы, создаваемые республиканскими органами государственного управления при реализации ими своих полномочий. К региональным (территориальным) государственным информационным ресурсам относят информационные ресурсы, создаваемые местными исполнительными и распорядительными органами при реализации ими своих полномочий. Доступ к государственным информационным ресурсам осуществляется на договорной основе. Общедоступные сведения должны предоставляться бесплатно. Категории доступа определяются владельцами государственных информационных ресурсов. Фактически в Республике Беларусь сформирована такая система информационного взаимодействия органов государственного управления с остальными субъектами информационных взаимоотношений, которая обеспечивает доступность информационного ресурса, не содержащего каких-либо закрытых для неограниченного использования сведений. В соответствии с Положением о порядке государственной регистрации информационных ресурсов и ведения Государственного регистра информационных ресурсов обязанности по регистрации информационных ресурсов возложены на структурное подразделение Министерства связи и информатизации научно-инженерное республиканское унитарное предприятие «Институт прикладных программных систем» (НИРУП «ИППС»). Владелец или разработчик информационного ресурса составляет заявку на его государственную регистрацию. Такая заявка может быть составлена на любом этапе формирования или использования информационного ресурса. В трехдневный срок НИРУП «ИППС» проверяет заявку. При отсутствии ошибок в заявке составляется экспертная комиссия, которая в месячный срок анализирует соответствие информационного ресурса фактическим и формальным характеристикам (признакам), проверяет отсутствие аналогичных зарегистрированных информационных ресурсов. В случае принятия такой комиссией положительного заключения в семидневный срок информационный ресурс включается в Государственный регистр с присвоением ему регистрационного номера, а заявитель получает регистрационное свидетельство. Положением предусмотрено, что разработчик государственного информационного ресурса обязан, а разработчик негосударственного информационного ресурса имеет право отправлять заявку на рассмотрение степени соответствия создаваемого информационного ресурса установленным требованиям. При наличии положительного заключения сведения об информационном ресурсе вносятся в регистр в раздел «Создаваемые информационные ресурсы». По результатам регистрации информационных ресурсов Министерство связи и информатизации один раз в год издает информационный каталог информационных ресурсов Республики Беларусь. По формам представления информационного ресурса в каталоге «Информационные ресурсы и системы Беларуси: Вып. 9» выделены: базы данных различных видов, электронные издания и их коллекции, хранилища и массивы данных, базы знаний, конструкторско-технологическую документацию, ГИС-системы и электронные карты, веб-сайты [2]. Данная классификация разработана на основе дефиниции информационного ресурса, предлагаемой в Законе Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации» [3], поэтому содержит те же недостатки, что и упомянутая дефиниция. Так, базы данных нельзя причислить к информационному ресурсу, так как сами по себе, без совершения дополнительных операций, они не могут быть использованы для совершенствования своей деятельности какими-либо субъектами. Фактически, базы данных являются «сырьем» для производства информационного ресурса, равно как и хранилища и массивы данных, базы знаний. Электронные издания и их коллекции (равно как и веб-сайты) могут выступать внешней формой информационного ресурса. Очевидно, что отмеченные недостатки приведенной классификации были замечены и ее разработчиками, так как кроме формы представления они предложили еще один критерий классификации — содержание. В соответствии с этим критерием были выделены два типа информационного ресурса — различные мультимедийные системы и информационно-поисковые и справочные системы. Использование такой классификации приводит к тому, что происходит смешение информационного ресурса, информационных технологий и информационных систем, так как базы данных, веб-сайты и мультимедийные системы составляют в сумме свыше 77 % от общего количества зарегистрированных единиц информационного ресурса. Таким образом, анализ типологии информационного ресурса, предлагаемой в каталоге «Информационные ресурсы и системы Беларуси: Вып. 9», указывает на то, что данная классификация не может быть признана достаточно удовлетворительной с позиции экономической теории. Следовательно, целесообразно дополнить приведенную в названном каталоге классификацию авторской многокритериальной двухуровневой экономической классификацией информационного ресурса. Это позволит улучшить структурирование информационного ресурса, отграничить названный ресурс от других объектов информационных отношений, упростить поиск в существующей информационно-поисковой системе на веб-сайте НИРУП «ИППС». В свою очередь, такие усовершенствования облегчат становление маркетинга информационных товаров и услуг и ускорят становление полноценного рынка информационного ресурса.
Литература:
1. О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации» и о признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 26 мая 2009 г., № 673 [Электронный ресурс]. — Нац. правовой интернет-портал Респ. Беларусь, 2009. — Режим доступа: [сылка более недоступна} 2. Информационные ресурсы и системы Беларуси: каталог. Вып. 9 / сост. В.Н. Агафонов, Н.Н. Кузнецов, И.А. Михайловский; под. общ. ред. А.Г. Корженевского, С.А. Шаврова. — Минск.: Адукацыя и выхаванне, 2010. — 568 с. 3. Об информации, информатизации и защите информации: Закон Респ. Беларусь, 10 нояб. 2008 г., № 455-З [Электронный ресурс]. — Нац. правовой интернет-портал Республики Беларусь, 2008. — Режим доступа: [сылка более недоступна} |