главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск |
Каталог статей |
Никитина С.Э., Д.э.н. Никитина Н.В. Поволжский государственный университет сервиса г.Тольятти, Россия Перспективы развития стратегического контроллинга на предприятиях сферы услугВ современных условиях управление предприятиями сферы услуг требует решения многочисленных проблем, обусловленных как внешними, так и внутренними факторами. Как показали исследования, одним из основных внутренних факторов неопределенности для принятия управленческих решений является неполная информация, как о текущем состоянии, так и о перспективах развития организации. Решение этих проблем требует формирования новых подходов к управлению и инструментов их внедрения, которые способны помочь модифицировать организационную и информационную структуры предприятий сферы услуг таким образом, чтобы чутко улавливать тенденции изменений и мгновенно приспосабливаться к ним. В качестве такого механизма в системе антикризисного управления предлагаем использовать достижения контроллинга. Так как система антикризисного управления является составной частью общей системы управления предприятиями сферы услуг, его структура должна быть интегрирована с общей организационной структурой управления. Такое интегрирование позволит снизить общий уровень управленческих затрат, обеспечить координацию и регулирование действий системы антикризисного управления с другими управляющими системами предприятия и тем самым повысить комплексность и эффективность контроля реализации принятых стратегических решений. В этой связи актуальным вопросом этой сферы являются проблемы организации и формирования службы контроллинга. В процессе формирования службы контроллинга необходимо исходить из философии управления, объема деятельности предприятия сферы услуг, вида основной деятельности, влияния внутренних и внешних факторов. Кроме того, при построении этой организационной структуры должны быть обеспечены эффективные связи между различными подразделениями службы контроллинга, с одной стороны, и между подразделениями финансового менеджмента и других функциональных систем управления предприятием, с другой. Контроллинг должен обеспечить в рамках системного управления выработку и реализацию эффективных целенаправленных управляющих воздействий на все многообразные условия и элементы, от которых зависят конечные результаты функционирования экономической системы. По мнению авторов [1,43] «основным критерием при выборе организационной структуры являются стратегические цели и задачи предприятия. Организационно-экономический механизм конроллинга на предприятии, как правило, включает вопросы организации службы контроллинга, определения ее места в организационной структуре предприятия, формирования регламентного обеспечения данной службы». Практика доказала, что дивизиональные организационные структуры управления ориентированы в основном на крупные диверсифицированные промышленные предприятия, в том числе и в области машиностроения. Наиболее развитым видом данной структуры управления принято считать организационные структуры на основе стратегических бизнес-единиц (СБЕ), которые наделены определенной ответственностью за результаты реализации финансовой стратегии предприятия. В связи с этим следует определить место отделов контроллинга с дивизиональной организационной структурой. Поэтому, в рамках концепции контроллинга наряду с должностью главного контролера предприятия, как правило, создаются должности дивизиональных контроллеров. По мнению ученых, А.М. Карминского, Н.И.Оленева, А.Г. Примак, С.Г.Фалько, контроллинг ближайшего будущего, должен будет переориентировать вектор деятельности в сторону основных источников эффективности: новых разработок и методов организации производства во всех основных функциональных сферах деятельности предприятия. В результате контроллеры станут реально востребованными помощниками руководителей предприятий и организаций различных отраслей народного хозяйства и форм собственности [1,25] . Вполне логично, что при внедрении контроллинга в системе антикризисного управления на предприятиях сферы услуг, возникает вопрос создавать самостоятельную службу контроллинга или распределить функции контроллинга среди уже имеющихся структурных подразделений. Перечисленные достоинства представленные на рисунке 1 не исчерпывают всего перечня возможных аргументов, однако их вполне достаточно, чтобы серьезно отнестись к выбору ответа на поставленный вопрос. Безусловно, контроллинг как механизм поддержки принятия управленческого решения в системе антикризисного управления должен учитывать кризисные и рисковые ситуации, которые зависят от множества факторов, таких как внешние, внутренние и скрытые факторы. Антикризисное управление в качестве поиска и осуществления решений нуждается в подготовленной информации в связи с чем, задача поддержки управления состоит в поиске и подготовке релевантной управлению информации. Показатель качества информационного обеспечения контроллинга характеризуется полезностью информации, то есть свойством информации быть уместной, надежной и сравнимой, отражать реально существующие объекты с необходимой точностью. При этом необходимо учитывать следующее: основная функция такой информационной системы состоит в обеспечении сотрудников комплексной и компетентной информацией, необходимой для выполнения возложенных на них задач, прежде всего задач антикризисного управления.
Рис.1 Достоинства создания службы контроллинга в системе антикризисного управления предприятиями сферы услуг Поэтому основной задачей контроллинга в системе антикризисного управления является подготовка и текущая актуализация информационной картины для выполнения им функции управления. Основной целью контроллинга в системе антикризисного управления является ориентация управленческого процесса на устойчивое и стабильное развитие предприятия. Главная цель антикризисного управления – установление режима превентивного управления, способного предвидеть, предупреждать, преодолевать кризисную ситуацию и одновременно позволяющего удерживать устойчивое, стабильное функционирование предприятия сферы услуг, дает нам полное основание полагать, что взаимосвязь координирующей и предупреждающей функций контроллинга вполне может способствовать реализации действий по предотвращению, предвидению и распознаванию кризисных ситуаций в системе антикризисного управления. А это значит, что они займут свое лидирующее положение в области стратегического контроллинга. Констатируя важность, достоинства и перспективы развития контроллинга, считаем необходимым сформулировать следующие его функции в системе антикризисного управления: - координация управленческой деятельности по достижению целей; - информационная и консультационная поддержка принятия управленческих решений; - создание и обеспечение функционирования мониторинга финансово-экономического состояния предприятия; - корректирование (регулирование) действий и мероприятий по критическим ситуациям, изменяющимися условиями внутренней и внешней среды, возможностям выгоды, необходимости преобразований. Осмысление реализации данных функций позволяют определить сферу возможностей контроллинга, а именно: - сигнализатора о финансовом положении предприятия: устойчивое, стабильное, предкризисное, кризисное; - средства выявления различных аспектов закономерностей функционирования и развития предприятия на основе изучения и наблюдения за основными этапами жизненного цикла предприятия сферы услуг; - процедуры выявления и построения причинно-следственных связей улучшения или ухудшения финансовых и нефинансовых показателей. - ситуационного позиционирования, которое позволяет обобщить опыт управленческого поведения; - формирование механизма раннего диагностирования, необходимого для своевременного распознавания значимых изменений и разработки соответствующих мероприятий. - формирование коммуникационных сетей и создание условий для успешного функционирования коммуникаций. Литература: 1. Управление затратами, в системе контроллинга: моногр./ С.А.Воробьева, Н.Д. Гуськова, Е.Е. Родина. – Саранск: Изд-во Мордов.ун-та, 2008. – 164 с. |