главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск
Каталог статей

Ермашкевич Н.С., д.э.н. Басс А.Я.

Новосибирский Государственный Университет Экономики и Управления, Россия

Леверидж социального капитала и его воздействие на операции с имущественным комплексом компании

Современные экономические условия постоянно подталкивают компании к принятию оперативных управленческих решений. Большинство из них связано с процессом реструктуризации бизнеса в целом, и имущественного комплекса компаний в частности. Однако, оперативность принятия решений подчас приводит к потере стратегического курса в деятельности компании, а принимаемые решения по реструктуризации имущественного комплекса, в стратегической перспективе, ограничивают возможности компании по выходу на новые рынки и снижают потенциальную эффективность всей бизнес системы. Ключевым элементом в процессе принятия решения о реструктуризации становится разделение активов на профильные и непрофильные.

Под профильными активами нами понимается оптимальный набор активов компании, отобранных в стратегическом плане и удовлетворяющий следующим условиям: любые операции по выделению (разделению и ликвидации) данных активов способны привести к ухудшению экономического состояния компании и падению её эффективности, равносильно как и, любые действия по приобретению (присоединению, покупке) активов приводящие к росту эффективности бизнеса можно причислить к операциям по приобретению профильных активов.

Среди факторов оказывающих непосредственно воздействие на экономическое состояние компании следует особо отметить социальный капитал. На наш взгляд, социальный капитал компании – это, прежде всего, ресурс, который с одной стороны удовлетворяет критериям отнесения его к капиталу как экономической категории, с другой – обладает уникальными малоизученными свойствами, оказывающими влияние на эффективность функционирования компании. Рассмотрим эти составляющие.

Под капиталом, в рамках данного диссертационного исследования, будет пониматься: «стоимость…, которая приносит прибавочную стоимость, самовозрастает» [2]. В более широком смысле капитал - «всё, что способно приносить доход, или ресурсы, созданные людьми для производства товаров и услуг» [4].

Под социальным капиталом понимается «потенциал доверия и взаимопомощи, целерационально формируемый в межличностном пространстве» - данное определение было дано Джоном Коулменом в конце 80-х гг. XX столетия [1]. Следует обратить особое внимание на тот факт, что большинство исследований социального капитала рассматривают его на макроуровне (человеческого общества в целом и государств) или микроуровне – взаимоотношения между индивидами в данных обществах и сообществах. Хотя Дж. Коулмен изначально подчеркнул, что компания также способна быть носителем социального капитала: «Организации, преследующие определённые цели, могут быть акторами, так же как и индивид. Связи внутри корпоративных акторов также могут создавать для них социальный капитал. Так же, как физический и человеческий капиталы, социальный капитал облегчает производственную деятельность» [1]. «Актор — непосредственный участник экономической деятельности, субъект хозяйствования» [3].

Таким образом, взаимное влияние социального капитала на деятельность компании не позволяет его исключить из сферы экономических отношений. Среди многообразия отношений, существующих в организации, для нас первостепенными (потенциально способными приносить доход) являются взаимоотношения между компанией (как работодателем) и персоналом (сотрудниками вне зависимости от занимаемой ими должности).

Проблема наличия социального капитала стала интересовать бизнес сообщества после получения научных сведений о том, что страны и компании, обладающие этим внутренним ресурсом, являются экономически более успешными и имеют ряд преимуществ, позволяющих ускорить их научно-техническое и экономическое развитие.

Особенностью капитала является его способность к трансформации, переходу из одной формы капитала (финансового, человеческого, физического, социального) в другую. Поэтому социальный капитал может компенсировать временно или частично недостаток другого вида капитала. Это может выражаться: в отсрочке выплаты заработной платы работникам, временное привлечение высококвалифицированных кадров к выполнению срочных проектов и т.п. Социальный капитал, являясь ресурсом неосязаемым также способен оказывать влияние на конечную стоимость товаров (работ) и услуг, приобретаемых с его помощью, при этом конечная цена приобретения снижается на величину соответствующую величине социального капитала.

Таким образом, в стратегической перспективе именно величина социального капитала способна либо вывести компанию на лидирующие позиции в отрасли, либо свести на нет её экономический потенциал. На наш взгляд, при проведении оценки эффективности деятельности компании и операций с её имущественным комплексом следует применять понятие левериджа социального капитала, с целью корректировки показателей эффективности её работы и общей стоимости компании для прогнозирования будущего развития бизнеса через заданный временной лаг. Принцип действия левериджа социального капитала состоит в том, что небольшое изменение величины социального капитала приводит к значительным изменениям показателей эффективности деятельности компании.

Исходя из выше сказанного весь имущественный комплекс компании (ИКК) можно представить, как совокупность двух видов активов – профильных (ПА) и непрофильных (НПА):

ИКК = ПА+НПА (1)

Социальный капитал в этом случае потенциально является первостепенным результатом формирования профильных активов и корректирующим - при оценке эффективности от ликвидации (выделения, продажи) непрофильных активов. Таким образом, каждую группу при проведении операций оценки эффективности реструктуризации необходимо рассматривать обособленно. Исключение в процессе реструктуризации некоторых, на первый взгляд непрофильных активов, может привести к снижению эффективности бизнеса, что позволяет нам, исходя из введенного определения, рассматривать такие активы как профильные.

Для профильных активов конечные показатели эффективности деятельности и стоимости компании должны быть скорректированы на индекс социального капитала, учитывающий интересы двух заинтересованных групп – персонала и компании в качестве работодателя. Для первой из выше обозначенных групп – необходимо определить степень доверия и лояльности сотрудников к компании, для второй – оценить факторы оказывающие воздействие на формирование внутреннего социального капитала, среди которых можно назвать: величину заработной платы в компании, показатель оттока (текучести) кадров, величину экономических потерь от брака, уровень децентрализации власти, семейственность, социальный пакет и т.д.

При оценке операций с непрофильными активами существенное значение приобретает корректирующее воздействие величины социального капитала на конечную стоимость сделки, под влиянием данного фактора прибыль от сделки может быть скорректирована в большую, либо в меньшую сторону в зависимости от величины корректирующего фактора.

В целом эффект от воздействия социального капитала на конечные показатели деятельности компании можно описать посредством левериджа социального капитала проявляющегося в прямой зависимости: при наличии у компании достаточной величины внутреннего социального капитала конечные показатели эффективности деятельности под его воздействием возрастут, а операции по ликвидации непрофильных активов принесут бо́льшую отдачу, в противном случае – эффективность операционной деятельности компании снизится, а ликвидация непрофильных активов не принесёт ожидаемых результатов.

Литература

1. Coleman J.S. Social capital in the creation of human capital// American Journal of Sociology, 1988. № 94 p.95-120.

2. Политэкономический словарь под редакцией проф. Е.Ф. Борисова, проф. В.А. Жамина и проф. М.Ф. Макаровой. – издание 2-е. Издательство политической литературы М.: 1972 г.- 367 с.

3. Современный экономический словарь Яндекс.Словари›Современный экономический словарь [сылка более недоступна}