Каталог статей

Пакулин С.Л., Евсеева О.А.

Развитие новых институциональных форм и повышение эффективности инвестиций на железнодорожном транспорте

        Для достижения поставленных целей структурной реформы на железнодорожном транспорте необходимы радикальные преобразования существующих институциональных форм и структур управления инновационной деятельностью на всех предприятиях железнодорожного транспорта. Развитие новых институциональных форм способствует повышению эффективности инвестиций на железнодорожном транспорте.

        Важнейшим стимулом для развития инноваций на транспорте служат развитие конкуренции и постепенное дерегулирование тарифов в конкурентных сферах перевозок.

        Среди нескольких инновационных направлений одним из самых актуальных является развитие новых институциональных форм.

        Инновационная политика компании тесно связана с инвестиционной деятельностью. В настоящее время в системе железнодорожного транспорта Украины идет процесс совершенствования подходов к организации инвестиционной деятельности за счет перехода на проектный принцип планирования.

        Опыт реализации проектов показывает, что традиционные формы государственной поддержки не всегда позволяют получить максимальный эффект от вложения средств, а потому ограничивают возможности взаимодействия с частным инвестором. В том числе, существующая система бюджетного инвестирования не позволяет обеспечить гибкий график использования средств в течение года, накапливать не использованные в течение года средства, не дает перспектив стабильного многолетнего финансирования проектов и использования сразу нескольких инструментов государственной поддержки.

        Один из путей решения проблемы нам видится в виде хозяйственного партнерства государства и частного бизнеса (ПГЧБ), позволяющего привлечь дополнительные инвестиции в государственный сектор экономики.

        Проекты государственно-частного партнерства широко используются за рубежом, их позитивные результаты связаны с более низкими затратами на инвестиции и с более низкой стоимостью оказываемых общественных услуг.

        В рамках ПГЧБ государство играет важную роль, с одной стороны, как важнейший пользователь услугами, оказываемыми в рамках проекта, а с другой – как субъект, устанавливающий рамочные условия его реализации.

        Оптимальное структурирование ПГЧБ в рамках отдельных проектов создает возможности для получения выгод, связанных с такими факторами, как: более быстрая реализация наиболее важных проектов в области инфраструктуры; ускорение развития регионов Украины; повышение народнохозяйственной эффективности; улучшение механизмов и моделей оказания услуг; облегчение бремени, лежащего на государственном управлении; снижение инвестиционных расходов (экономия может достигать 30% расходов на инвестиции); оптимизация структуры финансирования за счет использования национальной и международной поддержки и расширения доступа к новым источникам финансирования.

        Для внедрения государственно-частного партнерства и концессий в сфере украинской транспортной инфраструктуры необходимо создать дополнительные условия и завершить формирование нормативно-правового поля. Развитие механизмов ПГЧБ предполагает расширение использования лизинговых и концессионных механизмов, практики смешанного финансирования инвестиционных проектов и социальных программ.

        Наиболее развитой, перспективной и комплексной формой ПГЧБ является концессия, которая в настоящее время получила развитие за рубежом. Идею масштабного инвестиционного рывка (привлечения инвестиций в социальную инфраструктуру в течение последующих 6 лет до 2015 г.) Украина сможет реализовать на основе нового института права – концессионных правовых отношений. Этому будет способствовать следующее: 1) концессионные правовые отношения, в отличие от контрактных, носят долгосрочный характер, что позволяет сторонам осуществлять стратегическое планирование своей деятельности; 2) в концессиях частный сектор обладает наиболее полной свободой принятия административно-хозяйственных и управленческих решений, что отличает их от совместных предприятий и контрактов на выполнение работ; 3) у государства в рамках, как концессионного договора, так и законодательных норм остается достаточно рычагов воздействия на концессионера в случае нарушения им условий концессии, а также при возникновении необходимости защиты общественных интересов; 4) государство передает концессионеру только права владения и пользования объектом своей собственности, оставляя за собой право распоряжения ею.

        Государство играет ведущую роль при реализации концессионных проектов. Именно государство формирует институциональную среду, определяющую характер партнерства, занимается управлением концессионными процессами, вырабатывает стратегию и принципы, на которых строятся отношения бизнеса с обществом и властью, получает концессионные платежи, контролирует цены, доходы, качество услуг, выполнение концессионером закрепленных в договоре обязательств, вырабатывает подходы к тарифной политике, определяет субсидируемые из бюджета концессионные объекты.

        Сама по себе концессионная форма привлечения капитала не является панацеей, но, безусловно, способствует развитию экономики, позволяя направить финансовые и материальные ресурсы государства на другие цели — образование, здравоохранение и др.

        Таким образом, концессии на железнодорожном транспорте в условиях переходной экономики представляют собой один из способов преодоления противоречий между свободным рынком и прямым государственным управлением в отрасли. Они позволяют плавно, без резких изменений в отношениях собственности перейти к партнерству государства с частным сектором, привлекать в страну иностранный капитал, сохраняя при этом контроль над инфраструктурой. Это способствует повышению эффективности инвестиций на железнодорожном транспорте.