Каталог статей

Ящук О.О.

Рассмотрение проблемы лидерства в организации

                Проблема лидерства в организации на сегодняшний день является одной из  остростоящих. Актуальность проблемы обусловлена следующими факторами: низким уровнем профессионализма современных руководителей, что влечет за собой неэффективность деятельности организации, и наличием довольно скупых исследований в сфере управления.

Целью исследования является рассмотрение проблемы лидерства в организации и в обществе в целом, характеристика самого понятия лидера, изучение конфликтов между лидерами внутри организации.

Данная проблема исследуется многими учеными (Сантьяго Альварес де Мон, Грегор Бернс, Р. Такер, Б. Келлерман, Дж. Пейдж),и она давно стала поистине междисциплинарной, но ученым принадлежит приоритет как в количественном отношении (по числу теорий, проведенных экспериментов публикаций, исследовательских центров), так и по разработанности проблемы. Интерес исследователей закономерен - в человеческом обществе существуют различные группы, непременным атрибутом которых на определенном этапе развития является выдвижение лидера.

Под лидерством принято понимать один из процессов организации и управления социальной группой, способствующий достижению групповых целей в оптимальные сроки и с оптимальным эффектом, детерминированный господствующими в обществе социальными отношениями. Наряду с самим явлением лидерства, предполагающим определенную связь и взаимодействие между инициатором и организатором групповой деятельности с одной стороны, и членами группы - с другой, необходимо различать и понятие лидера.

Лидер - это член группы, который спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях определенной, специфической и, как правило, достаточно значимой ситуации, чтобы обеспечить организацию совместной, коллективной деятельности людей для наиболее быстрого и успешного достижения общей цели.

Еще сто лет назад американский социолог Э. Богардус перечислил качества, которыми должен обладать лидер - чувство юмора, дар предвидеть, такт, умение нравиться людям, способность привлекать к себе внимание, готовность брать на себя ответственность.

Лидер всегда имеет определенную цель, умеет организовать и заинтересовать людей, обладает специфическими чертами характера, знаниями и умениями.

В характеристике самого понятия лидера групповой деятельности представляется существенным подчеркнуть несколько обстоятельств: во-первых, что лидер не выдвигается группой на соответствующий пост, а спонтанно занимает лидерскую позицию с открытого или скрытого согласия группы; во-вторых, что лидер выдвигается на роль неофициального руководителя, а следовательно, с его личностью идентифицируется специфическая и не исчерпываемая системой официально общепринятых значений система групповых норм и  ценностей; в-третьих, что лидер выдвигается на соответствующую роль в условиях не только специфической, но и всегда достаточно значимой жизненной ситуации группы.

Проблема конфликтов между лидерами в организации заключается в том,  что лидер коллектива является своего рода представителем трудовых масс, выразителем их мнения. Он заинтересован в эффективности работы коллектива, но только с точки зрения достижения поставленных целей, важных для коллектива. Руководитель или лидер предприятия или организации больше заинтересован в эффективности работы предприятия или организации, что часто диспонирует с чаяниями и мнениями коллектива.

Казалось бы, проблема довольно легко разрешима – сделать лидером организации лидера коллектива – и дело будет решено окончательно. Но не все так просто: как показывает практика, прекрасный лидер не всегда может стать хорошим руководителем предприятия или организации. Здесь срабатывает принцип «своего парня», который, перейдя в состав руководства, тут же перестает быть «своим» и становится «чужим». К тому же, часто человек, обладающий высоким уровнем эмоционального интеллекта, столь необходимым для лидера качеством, может быть непрофессиональным менеджером, а ведь это является главным требованием для руководителя организации – быть отличным управленцем.

Структура механизмов воздействия лидеров на массу зависит от свойств последователей. Лидер находится в сильнейшей зависимости от коллектива. Группа, имея образ лидера, - модель, требует от реального лидера, с одной стороны, соответствия ей, а с другой – от лидера требуется способность выражать интересы группы. Влияние лидера всегда зависит от ситуации. Более высокий интеллект, подготовка или опыт могут явиться основанием для лидерства. Обычно важное значение имеет склонность к доминированию, а именно, умение проявлять инициативу в межличностных отношениях, направлять внимание других, предлагать им решения.

Проблема лидерства как психологического феномена является одной из кардинальных проблем социальной и организационной психологии, и, на сегодняшний день, она, выйдя за рамки этих наук, является одной из наиболее популярных концепций в современном общественном сознании. Ведь лидер – это тот, кому доверяют, именно за ним следуют люди. Но просто инициативным быть мало. Нужно постоянно учится, чтобы  суметь организовать мир вокруг себя.

Литература:

1.  Васильев Г.А. Деева Е.М., Организационное поведение, ЮНИТИ, Москва, 2005г.

2. Кабушкин Н.И., Основы менеджмента, учебное пособие, ООО "Новое знание", Москва, 2008г.