Каталог статей

Кочетков И.В., Царева В.М.

Образование как основа развития человеческого капитала

Экономика знаний основана на системе образования и инвестициях в человеческий капитал, поэтому возникает актуальность проблем модернизации высшей школы как стратегического ресурса в условиях глобализации.

Образование в таком контексте выступает главным источником интеллектуальной подпитки современных обществ. Оставаясь одним из базовых социальных институтов, образование призвано обеспечить общество картами и компасом, пригодным для плавания в бурном и меняющемся мире [1]. Новые концепции образования, рекомендованные международными организациями ООН и ЮНЕСКО, прежде всего, направлены на создание условий для развития и преумножения творческого потенциала молодежи, как структурного элемента человеческого капитала. Система образования становится местом формирования всесторонне развитой личности, выступающей основой воспроизводства названного ресурса.

В современной ситуации происходят качественные изменения высшей школы. Новые стандарты образования направлены на формирование профессиональных компетенций, что является положительным в процессе модернизации системы. Однако наблюдается тенденция к снижению качества образования, так как большая часть вузов не заинтересована в развитии образовательных программ, связанных с фундаментальной наукой, и не вкладывают средства в развитие науки. Открытие новых специальностей и специализаций практически не регулируется. Тенденция сокращения бюджетных мест становится более ярко-выраженной в современном мире.

За годы либеральных реформ накоплено огромное количество противоречий развития системы образования как основы формирования и воспроизводства человеческого капитала – важнейшего ресурса на этапе модернизации страны. Выбранный Россией путь приводит к росту технократических требований в экономике, технологии и принципам эффективности, в том числе и в сфере высшего профессионального образования.

Россия, присоединившись к Болонскому процессу в сентябре 2003 года, приняла на себя определенные обязательства, а именно к 2010 году – реформировать национальную систему образования в соответствии с основными требованиями Болонской Декларации. Что же дает России присоединение к Болонскому процессу? Ответ большинства экспертов сводится к тому, что правительством слишком буквально восприняты болонские принципы, и курс на унификацию взят без учета нашего отечественного опыта и национальных особенностей [2].

В целом, по мнению А. Н. Борисова, заместителя Председателя РАС ООН, такая оценка российских экспертов совпадает с мнением европейских коллег, однако есть необходимость указать на некоторые специфические моменты. Например, при введении единых систем оценок повышается вероятность интенсификации «утечки мозгов» – людям, имеющим хорошие знания, будет легче уехать за рубеж, что в нынешней ситуации является мечтой большинства молодых специалистов в России. С другой стороны, вряд ли ведущие вузы России и Западной Европы будут признавать кредитные единицы малоизвестных региональных (провинциальных) вузов, где высока вероятность коррупции. Еще один принцип – мобильность студентов, который подразумевает наличие дополнительных соглашений по значительному облегчению визового режима. Однако вряд ли Европа готова впустить всех желающих россиян. При этом есть сомнения и в том, что и Россия вряд ли готова выйти на европейский рынок образовательных услуг с качественным сервисом за приемлемые деньги [3].

На основании вышеизложенного следует ставить вопрос о том, можно ли употреблять понятия «инновация» и «модернизация» в условиях отсутствия государственного финансирования. По ориентировочным данным счетной палаты РФ, чтобы говорить об устойчивом развитии системы образования, где идет процесс формирования и воспроизводства человеческого капитала, требуется не менее 7% от ВВП, а в современной ситуации данный показатель не превышает 4% (табл. 1).

Таблица 1

Бюджетное финансирование системы образования

в Российской Федерации

Финансовые показатели

Ед. изм.

Период

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

ВВП

млрд. руб.

33111,4

41668

39016,1

44491,4

Образование в ВВП

млрд. руб.

766,1

641,8

928,6

915,6

Удельный вес расходов на образование в бюджете

млрд. руб.

277,9

355

413,1

398,7

В глобальном мире отчетливо обозначаются категории создания «человеческого капитала» в лице индивида, обладающего необходимым набором фундаментальных знаний в области гуманитарных наук, демократии, прав человека, наряду с фундаментальными знаниями в той или иной области человеческого бытия [3].

Поэтому система образования как элемент социальной сферы требует в условиях глобализации и модернизации особого внимания и поддержки со стороны государства. Россия обладает огромным потенциалом и, на наш взгляд, требуется возможность его реализации: планомерная государственная поддержка, совершенствование правовой базы, создание развитой инфраструктуры предложения образовательных услуг. 

Список литературы:

1. Делор Ж. и др. Международная комиссия по образованию XXI века. Образование: сокрытое сокровище. – Париж: ЮНЕСКО, 1996. – С. 1-102.

2. Интервью с ректором МГУ [[сылка более недоступна}

3. Борисов А.Н.  Образование – фактор устойчивого развития общества в условиях глобализации // Высшая школа в XXI веке: усиление влияния на национальное и мировое развитие. – Казань: «Идел-Пресс», 2011. – 87-93.