главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск |
Каталог статей |
К.э.н., Изместьева О. А. Тольяттинский государственный университет, Россия Модель финансово-информационной сферы как основа применения финансового менеджмента в процессе управления финансами коммерческой организацииНа практике финансовый менеджмент сводится к управлению финансами коммерческой организации на основе методов и инструментов в информационном пространстве организации с целью максимизации материального благосостояния собственников. Здесь важную роль играет информационный аспект, где финансовый менеджмент является важнейшей составляющей процесса управления финансами организации. В рамках системного подхода финансовый менеджмент можно рассматривать как достаточно сложную, многообъектную систему управления, где управляемым параметром является финансовый поток. Общей целью финансового менеджмента является обеспечение стабильной эффективной работы коммерческой организации, регулирование финансового состояния в краткосрочном и долгосрочном периодах. Системный финансовый менеджмент состоит из управляющей и управляемой подсистем. Финансовый менеджмент формирует выходящий денежный поток, который направляется в необходимом размере в производство, затем готовая продукция поступает на реализацию (сбыт), где при ее продаже формируется выходной денежный поток, который направляется в систему финансового менеджмента, т.е. получается замкнутая система управления воспроизводственным процессом. Таким образом, результатом воздействия на управляющую подсистему является выходной денежный поток, потребителей которого условно можно представить двумя группами (рис. 1). В первую, активную группу направляется значительная (особенно для производственной сферы) часть выходящего потока и следует ожидать эффекта увеличения этой сферы. Во вторую группу потребителей выходящего денежного потока поступает меньшая его часть (для хозяйствующих субъектов) или большая часть (для сферы государственного и муниципального управления).
Рис. 1. Структура финансовой системы хозяйствующего субъекта Таких потребителей условно можно назвать пассивными, поскольку они могут только потреблять денежный поток, но не генерировать обратно новый. Эта группа включает в себя бюджетную сферу, собственников (учредителей), деловых партнеров. Проанализируем ситуационный подход: основным принципом осуществления оптимального способа управления организацией является дозирование управляющих воздействий. В соответствии с этим принципом орган управления должен избегать двух крайностей: формирования либо недостаточного количества управляющих воздействий, либо – чрезмерного. В каждом из таких случаев финансовая система может быть выведена из состояния равновесия в нестабильное состояние, а осуществление оптимального количества управляющих воздействий даст возможность органу управления обеспечить устойчивое равновесие управляемого объекта. В соответствии с ситуационным подходом процесс управления экономическим объектом включает четыре основных этапа. Первый этап заключается в формировании управленческой компетентности руководителя, в его способностях овладевать средствами управления, которые доказали на практике свою эффективность. Второй этап означает предвидение возможных последствий (положительных и отрицательных) от применения какой-либо концепции или метода по отношению к текущей ситуации, их сравнительный анализ. Третий этап является ключевым в этом процессе и предполагает интерпретацию ситуации; выделение ее главных факторов, так называемых ситуационных переменных (внешних и внутренних); оценку эффектов от воздействия на одну или несколько переменных, причем наборы этих переменных могут сильно варьироваться. Тем не менее, руководителю следует выделить перечень основных из них, наиболее важных для подавляющего большинства управленческих ситуаций. Заключительный четвертый этап – согласование приемов управления, выбранных руководителем, с конкретными условиями на основе требования максимизации положительного и минимизации негативного эффектов. Учитывая вышеизложенное, мы считаем, что понятие «финансовый менеджмент организации» можно интерпретировать как науку, объединяющую в себе знания этой дисциплины. С практической позиции, финансовый менеджмент - это управление финансами с учетом специфики и индивидуальностей формирования финансового потока с применением методов финансового менеджмента, т.е. вариативный подход. Следует отметить, что «управление финансами» более широкое понятие, т.е. управление муниципальными, государственными, банковскими организациями, а финансовый менеджмент – это управление финансами коммерческой организации, корпорации на основе инструментария, различных методов и т.д. Целью финансового менеджмента как системы управления является организация управления финансовыми потоками коммерческой организации и регулирование финансового состояния. Указанная цель может быть представлена тремя главными подцелями: 1. Управление выходящим денежным потоком, т.е. управление кредиторской задолженностью экономического субъекта. 2. Управление входящим денежным потоком. Данная цель напрямую связана с управлением источниками финансирования и может, в частности, конкретизироваться на следующих задачах: - обеспечении достаточного объема финансовых ресурсов, необходимых для экономического развития субъекта; - обеспечении финансовой устойчивости и платежеспособности; - максимизации прибыли; - формировании денежных фондов, обеспечивающих стабильное функционирование экономического субъекта и т.д. 3. Управление чистым денежным потоком, т.е. оптимизация разности (превышения) денежного притока над оттоком. В результате достижения данной подцели создается резерв денежных средств на оптимальном уровне. Как отмечалось выше, в проведенном анализе понятия «финансовый менеджмент» не выделяется важность использования и движения финансовой информации. На наш взгляд, финансовый менеджмент, опираясь на методы и инструменты, должен базироваться на использовании финансовой информации, которая систематизируется в финансово-информационной сфере. На управление финансами состоянием коммерческой организации влияют финансовые и информационные факторы, которые должны учитываться в формируемой финансово-информационной сфере предприятия, где источником информационного обеспечения финансового менеджмента выступает финансовая информация внутреннего и внешнего информационного пространства. В частности, к внутренним можно отнести: данные бухгалтерского, финансового, управленческого, оперативного, налогового, складского учета, бухгалтерскую (финансовую) отчетность. К информации внешнего характера: статистические данные, данные нормативно-справочного и законодательного характера федерального и регионального уровня, показатели макроэкономического развития страны, показатели динамики развития отрасли, показатели изменения финансового рынка, показатели развития деятельности контрагентов (банки, страховщики, поставщики, конкуренты). С точки зрения движения информации, через сферу проходит информационный поток, который связывает управление финансовой деятельностью в общем информационном поле организации. Таким образом, в финансово-информационной сфере находится информация финансового свойства, которая выделяется в отдельную подсистему общей информационной системы коммерческой организации. В организации финансово-информационной сферы применяются такие функции управления как планирование, анализ, контроль финансовой информации, интерпретирующейся через финансовые показатели. По нашему мнению, систематизация финансовой информации с помощью методов и инструментов финансово-информационной сферы дает возможность оперативно воздействовать на финансовое состояние организации. Значит, финансово-информационная сфера является основой информационного обеспечения финансового менеджмента, которая позволит оценивать, анализировать, планировать и контролировать уровень финансового состояния коммерческой организации. По нашему мнению, можно дать определение финансово-информационной сферы как систематизированной финансовой информации, содержащейся в информационной базе данных и отражающей реальное финансовое состояние коммерческой организации. В процессе проведенного исследования финансовой сферы предприятий автором разработана модель финансово-информационной сферы организации (рис.2).
Рис. 2. Модель финансово-информационной сферы коммерческой организации Модель финансово-информационной сферы коммерческой организации отражает взаимодействие подразделений, распределение их функций и направлений деятельности. Финансово-информационная сфера подразделений характеризуется следующими направлениями, которые регулируют движение денежного потока и эффективность оперативной финансовой деятельности: управление запасами сырья и материалов, продажами, ценами, запасами готовой продукции. На основе финансово-информационной сферы органы управления коммерческой организации имеют возможность выявить отклонения значений фактических показателей, отражающих реальное финансовое состояние организации от критериальных, определяющих требуемый результат ее функционирования. Такие отклонения представляют характеристику текущего (сложившегося) финансового положения коммерческой организации. Анализ полученных данных позволит оценить степень достижения цели функционирования и тем самым определить эффективность выбранных и реализованных способов управления. На наш взгляд, уровень информационного обеспечения в процессе применения финансового менеджмента на основе использования финансово-информационной сферы является важным условием повышения информативности управленческого процесса и принятия на его основе решений. Целесообразно создать и внедрить комплексную автоматизированную систему сбора, оценки, анализа и контроля, что позволит оперативно (ежедневно) получать информацию о результатах деятельности и своевременно вносить коррективы в доходную и расходную части, а также регулировать нормативы финансовых показателей в целях повышения уровня финансового состояния организации. Это дает возможность сформулировать положения, раскрывающие суть финансово-информационной сферы как основы финансового менеджмента организации. 1. Финансово-информационная сфера обеспечивает связь финансовых показателей в системе управления финансами коммерческой организации. Она представляет собой учетную, планируемую и отчетную информацию о реакциях финансового состояния на управляющие воздействия органа управления. Финансово-информационная сфера содержит сигналы отклонения фактического результата уровня финансового состояния организации от планируемого. Следовательно, образует замкнутые контуры регуляции и способствует адаптации коммерческой организации к изменившимся условиям внешней среды, т.е. в условиях неопределенной среды финансово-информационная сфера является механизмом коррекции финансовой деятельности организации. 2. Финансово-информационная сфера обеспечивает организованность системы управления финансами организации. Ее использование органом управления позволит осуществить влияние на финансовые показатели деятельности организации, обеспечить целостность и сохранность устойчивого финансового равновесия. Вышеизложенные положения дают возможность сделать вывод о том, что главной целью применения финансово-информационной сферы для управления финансами коммерческой организации является информационное обеспечение наблюдения за движением финансовых ресурсов и их источников. Таким образом, финансовый менеджмент – это процесс непрерывных и взаимосвязанных действий по управлению финансовыми ресурсами и их источниками на основе генерирования информационного потока в финансово-информационной сфере для оперативного регулирования финансового состояния коммерческой организации. Литература 1. Шеремет А.Д., Ионова А.Ф. Финансы предприятий: менеджмент и анализ.-М.:ИНФРА-М, 2004.-538с.-(Учебники экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова). |