Каталог статей |
Макуха С.Н. Главные направления оптимизации внешнеторговой деятельности УкраиныУсиление экономической глобализации актуализирует проблему обеспечения конкурентоспособности украинских товаров и услуг на мировых рынках. В этом контексте важно обозначить приоритеты внешнеторговой политики национальной экономики, которые должны основываться на экспорте наукоемких товаров с высоким уровнем добавленной стоимости. Так, в настоящее время в высокоразвитых странах 90% ВВП формируется за счет производства и экспорта наукоемкой продукции [1, с. 5]. Как показал недавний мировой финансово-экономический кризис, ориентация на экспорт сырья и полуфабрикатов исключают малейшую возможность занять доминирующие позиции на мировых рынках. Более того, такая структура экспорта сопряжена с чрезвычайной уязвимостью национальной экономики: экономика, на 60% зависящая от изменчивости конъюнктуры внешнего рынка, не может быть стабильно прогнозируемой [2].Для обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг на мировых рынках Украина стремится снизить их энергоемкость за счет применения энергосберегающих технологий, развития отечественной угольной, газо- и нефтедобывающей промышленности, применения альтернативных источников энергии, внедрения в производство высокотехнологичных товаров. Так, согласно Государственной целевой программе энергоэффективности на 2010-2015 гг., уровень энергоемкости ВВП в течение действия программы должен сократиться на 20% в сравнении с 2008 годом. Предполагается также значительное сокращение все более дорогих импортируемых источников энергии и замена их альтернативными. В Украине доля источников возобновляемой энергии в энергетическом балансе составляет лишь 0,8% [3, с. 5]. При наличии значительного потенциала возобновляемых источников энергии такое положение свидетельствует о том, что проблемы сохранения энергоресурсов и охраны естественной среды еще не стали приоритетным направлением экономической политики Украины. Однако положительные сдвиги в сфере возобновляемых источников энергии в Украине, все же происходят. Свидетельством этого являются увеличения финансирования проектов альтернативних источников энергии и практические действия по развитию возобновляемой энергетики. В решении вышеназванных задач, направленных на обеспечение конкурентоспособности производимых в Украине товаров и услуг, решающее значение имеет переход на инновационный путь развития экономики. Именно этот путь позволяет не только сократить материальную составляющую производимой продукции, но и радикально изменить структуру експорта, реализуя на международных рынках высокотехнологичные товары. На протяжении последних лет их удельный вес в экспорте Украины составлял 2-3%, в то время как в промышленно развитых странах данный показатель достигает 20-30% [4, с. 6]. К сожалению, специалисты отмечают отсутствие прогресса в украинском экспорте высокотехнологических товаров. Наряду с констатацией научно-технической и инновационной отсталости производства, отсутствия или низкого уровня внедрения инноваций, изношенности основных фондов в Программе развития инвестиционной и инновационной деятельности в Украине, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 2 февраля 2011 г., поставлены задачи создания благоприятных условий для привлечения инвестиций с целью обеспечения развития базовых отраслей экономики и инновационной инфраструктуры, повышение эффективности механизма предоставления государственной поддержки, увеличение объема инвестиций, кредитование экономики, государственных капитальных вложений и обеспечение их концентрации на модернизации производства, внедрение высоких технологий. Однако, чтобы довести инвестиционную активность в экономике до уровня стран Восточной Европы, Украине нужно ежегодно привлекать 15 млрд. долларов прямых иностранных инвестиций, т.е. почти втрое больше чем показатель 2010 года. Мировая практика показывает, что для стабильного экономического роста инвестиции должны быть на уровне 25% ВВП. Украинские же внутренние инвесторы, включая бизнес, государство и граждан, способны обеспечить лишь 13-15% ВВП. На иностранных инвесторов в структуре валовых инвестиций Украины приходится всего лишь 5,5% [5]. В условиях, когда национальный бизнес и государство не способны обеспечить достаточный уровень капиталообразования, следует активизировать усилия по привлечению иностранного капитала к участию в структурной перестройке для создания инновационной модели национальной экономики. Несмотря на серьезные потрясения, происходящие в мировой экономике, в 2011 г. приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Украину ожидается в размере 7,5 млрд. дол. США. В 2012 г. планируется привлечь 10 млрд. дол. ПИИ [6, с. 2 ]. Однако евроинтеграционные устремления Украины требуют не только стимулирования количественного роста ПИИ, но выбора инновационно-приоритетних направлений инвестирования. С этой целью следует создавать адекватное мировой практике маркетинговое сопровождение товаров, реализуемых на мировых рынках, т.е. развивать теорию и практику инновационного маркетинга – изучение и формирование рыночного спроса на инновации, управление их разработкой и реализацией на основе полученной информации. Важнейшее отличие инновационного маркетинга от его других видов состоит в том, что он основывается на выборе наиболее платежеспособных потребителей с неудовлетворенными нуждами, а не на выборе продукта, который необходимо продать. Инновационный маркетинг ориентируется на осуществление новых проектов и требует ускорения структурной перестройки национальной экономики на основе доминирования инноваций и знаний, что требует значительных начальных затрат. Вывод: Ограниченные инвестиционные возможности государства и вызовы глобализации не дают нам достаточного времени и не обещают позитивных эффектов от применения «догоняющего развития». Инновационно-инвестиционная политика Украины должна быть сосредоточена на модели прорывного, «опережающего развития». Эта модель требует сосредоточения ограниченных ресурсов на комплексном развитии инновационных, наиболее конкурентоспособных производств, начиная с фундаментальных научных исследований и заканчивая готовым инновационным продуктом. Инфраструктурным институтом, способным реализовать указанный механизм и обеспечить конкурентоспособность украинского высокотехнологического экспорта, могут служить специальные экономические зоны, позволяющие сконцентрировать ресурсы на приоритетных направлениях научного и научно-технического развития. Литература: 1. Андрійчук В.Г. Інноваційна модернізація вітчизняної економіки: стратегічні орієнтири та механізм їх реалізації [Текст] / В.Г. Андрійчук // Зовнішня торгівля: економіка, фінанси, право . – 2010. – № 1. 2. А. Гальчинский: «Неспособность власти сформировать конструктивную стратегию преобразований обусловливает ее бесперспективность» [Электронний ресурс]. – Режим доступа : [сылка более недоступна} 3. 3.[Електронний ресурс] – Режим доступу : [сылка более недоступна} 4. Колєсніков Д. «Необхідна зміна пріоритетів діяльності Мінпромполітики» [Текст] Д. Колєсніков // Урядовий кур’єр. – 2010. – № 139. 5. Молдован О. Україна: аутсайдер з колосальним потенціалом Електронний ресурс]. – Режим доступу: [сылка более недоступна} 6. Економіка живиться зовнішнім ресурсом [Текст] // Урядовий кур’єр. – 2012. – № 6. |