Каталог статей

Утибаева Г.Б.

Особенности государственного регулирования и финансовой поддержки развития аграрного сектора экономики

Государственное регулирование экономики, как экономической категории, в хозяйственном механизме должен быть адекватен уровню развития производительных сил и производственных отношений. Не случайно, дискуссии о смысле и содержании экономических реформ во многом определяются неоднозначным толкованием роли и места государства в системе рыночной экономики, соотношения государственного регулирования и рыночного саморегулирования хозяйственных процессов.

По данной проблеме существует довольно широкий спектр мнений. Достаточно сказать, что известны трактовки от признания эффективности и желательности активного государственного регулирования рыночной экономики до теории ордолиберализма, основанного на возможности эффективного функционирования саморегулирующейся рыночной системы хозяйствования.

Главным идеологом активного вмешательства в экономику по праву признают Дж. М. Кейнса, провозгласившего в качестве целевых приоритетов своего учения занятость и стабильность экономического роста. Он считал, что занятость и экономический рост достигаются посредством использования определенных инструментов, в частности, государственного бюджета и денежно-кредитной политики, поскольку рыночные механизмы не имеют возможности обеспечить стабильный рост названных показателей. Такого рода активное вмешательство в экономику нашли широкое применение в США, Европейских странах (Франция, Германия, Голландия, Дания и др.) и показали свою результативность, доказали необходимость государственного регулирования на переходных этапах реформирования.

При стабильном развитии экономики регулирующая роль государства ослабевает, резко возрастая в периоды кризисов, когда государство для его предотвращения встраивает в экономику плановые начала посредством вмешательства в хозяйственные процессы, оказания сельскому хозяйству, как менее конкурентоспособной отрасли, финансовой помощи, создания рабочих мест и обеспечения занятости.

Поскольку государство наделено и экономической и политической властью, то ему предопределена роль основного субъекта регулирования экономики, инициатора и проводника экономической политики, согласования экономических интересов различных хозяйствующих субъектов и населения страны. Любая экономическая система сталкивается с организационно-экономическими проблемами, которые в условиях рыночной экономики должны решаться с помощью механизма спроса и предложения, свободных колебаний рыночных цен и других рыночных инструментов. Однако такое положение является идеальной моделью свободного рынка, которую не совсем правомерно будет абсолютизировать  относительно к аграрной сфере экономики.

Успешное функционирование рыночных отношений в аграрной отрасли возможно лишь при наличии необходимой организации государственного регулирования и создания оптимальной рыночной инфраструктуры. В этой связи, как нам представляется, заслуживает всяческой поддержки и дальнейшего развития создание в аграрной отрасли экономики Казахстана целостной системы, включающей необходимую правовую и институциональную базу, отлаженную налоговую и финансово-кредитные механизмы, эффективные рыночные структуры, доступные для всех субъектов хозяйствования.

В условиях функционирования такой системы государство, по существу,  становиться по отношению к рынку «внешним регулятором», способным компенсировать недостатки рыночной системы, скоординировать процессы экономического выбора эффективного направления развития, сочетающего экономические интересы, с одной стороны, государства, с другой – сельскохозяйственных товаропроизводителей. При этом хозяйствующим субъектам государство создает необходимую для сельскохозяйственного рынка инфраструктуру, способствующую возможности достижения максимальной эффективности в распределении и использовании экономических ресурсов.

В современных условиях в качестве аргументов за государственную поддержку агропродовольственного сектора экономики можно привести необходимость регулирования внешней торговли в области сельского хозяйства, доходов сельского населения, развитие сельских территории и проведение природоохранных мероприятий.

Опыт зарубежных стран, например США, свидетельствует, что финансовая поддержка осуществляется через реализацию государственных программ. В настоящее время Министерство сельского хозяйства США имеет пять основных программ, которые направлены на предоставление продовольственной помощи различным слоям населения. Эта программа включает предоставление продовольственных талонов, дополнительного питания для женщин и детей, школьных обедов и завтраков, питание для детских садов и домов для инвалидов. Объем финансирования продовольственной помощи практически в два раза превышает объем прямых государственных субсидий фермерам.

Для поддержки фермеров создана трехкомпонентная система экономической безопасности, которая включает:

-среднюю залоговую цену и предоставление кредитов под залог урожая;

-прямые фиксированные платежи, не связанные с уровнем производства;

-поддержка фермерского сектора в виде антицикличных платежей.

Фермерам весной предоставляются авансы под залог будущего урожая в соответствии с утвержденными залоговыми ценами. В том случае, когда цена реализации сельскохозяйственной продукции окажется ниже уровня залоговых цен, фермеры получают компенсационную доплату.

Прямые фиксированные платежи выплачиваются только по тем культурам, по которым утверждены залоговые цены. Уровень таких платежей определяется с учетом общей суммы, размера площадей, урожайности. Сельскохозяйственные товаропроизводители, заключившие в обязательном порядке соответствующее соглашение с представителем Министерства сельского хозяйства, имеют право получить аванс в размере 50% от общей суммы платежей в течение года.

Антицикличные платежи, предусмотренные для поддержки фермерского сектора, выплачиваются в тех случаях, когда рыночная цена для конкретного вида продукции растениеводства будет ниже, чем утвержденная. Кроме того, финансируются программы, направленные на консервацию земель, прежде всего, подверженных водной и ветровой эрозии.

В европейских странах (Франция, Германия, Голландия, Дания и др.) меры государственного регулирования осуществляются в двух направлениях. Это, во-первых, прямое воздействие государства на развитие сельского хозяйства, включающее принятие директивных, административных и плановых мер по регулированию данной отрасли, во-вторых, косвенное воздействие посредством использования ценового, кредитно-финансового, налогового и инвестиционного механизмов.

Все эти меры призваны обеспечить, прежде всего, продовольственную безопасность страны. Для любой страны производство, распределение и торговля сельскохозяйственной продукцией является важнейшим элементом его агропродовольственной политики. Поэтому каждое государство обязано оказывать через систему финансового регулирования (льготы, дотации, субвенции и т.д.) непосредственное влияние на состояние сельскохозяйственного производства. При этом принятие собственных мер должно быть направлено на стабильное развитие внутреннего производства, на обеспечение стабилизации спроса и цен на сельскохозяйственную продукцию.

В результате реализации ряда государственных программ состояние аграрного сектора экономики Казахстана за последние годы имеет тенденцию роста. Так, объем валовой продукции сельского хозяйства за последнее десятилетие возрос почти в 4 раза, прирост поголовья скота и птицы в среднегодовом исчислении составил около 5%. Однако среднегодовой прирост объема производства животноводческой продукции  составил около 3,5%, что свидетельствует о низкой продуктивности животных. Такое положение в животноводческой отрасли специалисты объясняют низким уровнем развития племенного скотоводства и проблемами по обеспечению кормами.

Несмотря на определенные позитивные изменения в развитии аграрного сектора, все еще сохраняется достаточно высокая импортная зависимость Казахстана по некоторым видам сельскохозяйственной продукции и продовольствия, что, безусловно, может сказаться на состоянии продовольственной безопасности страны. Поэтому, учитывая специфические особенности сельскохозяйственного производства, которые сказываются как на его технологической организации, так и на организации его финансовых отношений, необходимо увеличивать уровень государственного регулирования и финансовой поддержки аграрного сектора экономики.

Между тем особенности аграрной экономики обуславливают существенные отличия в организации финансов сельскохозяйственных предприятий от других отраслей народного хозяйства. К примеру,  естественный процесс выращивания животных и растений обуславливает длительный кругооборот оборотных средств, авансированных в производство. В связи с этим значительная часть продукции предприятий сельского хозяйства реализуется в конце года, что сказывается на неравномерности поступления выручки и снижении скорости оборачиваемости оборотных средств в отрасли.

Специфика сельскохозяйственного производства требует обязательного выполнения всех видов работ в сроки, предусмотренные природно-климатическими условиями, поскольку промедление того или иного вида работ вызывает большие потери и приводит к убыткам. Поэтому к началу срока выполнения каждого вида работ необходима полная обеспеченность предприятия соответствующими материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами. 

Все это приводит к тому, что, во-первых, реальный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия можно определить лишь в конце года, то есть затруднен текущий контроль деятельности сельскохозяйственных формирований и, как следствие, сложнее управлять финансами. Во-вторых, низкая оборачиваемость оборотных средств вызывает необходимость их дополнительного финансирования. Наконец, в-третьих, прямая зависимость сельскохозяйственного производства от природно-климатических условий приводит к необходимости создания на предприятии специальных, натуральных и денежных страховых и резервных фондов.

Поэтому товарное сельскохозяйственное производство в силу своей сезонности, длительности цикла, зависимости от природных факторов и прочих особенностей остро нуждается в адекватном кредитном механизме. Между тем, как показывает практика, коммерческое кредитование ориентировано на отрасли с относительно высокой оборачиваемостью капитала, кроме того, процентные ставки и условия кредитования не дают возможности сельскохозяйственному товаропроизводителю действовать на равных с другими на рынке кредитных ресурсов.

Кредитование сельскохозяйственных предприятий коммерческими банками затруднено из-за высокого уровня рисков, низкой доходности самих сельскохозяйственных предприятий, относительно низкой отдачи вложенного капитала, низкой ликвидности их имущества. Для коммерческих банков и многих других инвесторов сельское хозяйство до сих пор представляет собой неперспективный объект кредитования и инвестирования, не обеспечивающий возврат вложенных заемных средств.

Поскольку кредит, в первую очередь, должен обеспечивать сезонные временные нужды, что особенно требуется сельскохозяйственному производству, то он (кредит) обычно возвращается предприятием банку в денежной форме после реализации продукции. При наступлении потребности в сезонных затратах он вновь может выдаваться хозяйствам, при этом он может предоставляться на покрытие доли (части) постоянных, неснижаемых затрат (оборотного капитала), находящихся в сфере производства и обращения. После окончания срока кредитования, учитывая непрерывность производства, данный кредит можно переоформить  на новый срок, или погасить, или он может замещаться новым краткосрочным кредитом.

Речь идет о том, что, когда кредит, выданный на сезонные затраты, не может быть возвращен в установленный срок, его следовало бы трансформировать в кредит на формирование постоянных, неснижаемых остатков оборотных средств. Во всяком случае, интерес кредитора (банка) заключается в обеспечении сохранности предоставленного кредита, возможности его вернуть в установленный срок и получения доходов в виде процентов. Примерно по этой схеме осуществлялось ранее кредитование колхозов, а после отмены нормирования оборотных средств и совхозов, когда размеры краткосрочных кредитов определялись на конец года, исходя из потребности предприятия в оборотных средствах, за вычетом имеющихся у них собственных ресурсов и находящихся в обороте отсроченных краткосрочных ссуд. При этом в течение года хозяйствам предоставлялись кредиты на покрытие сезонных затрат и запасов, а в конце года непогашенная их часть, обеспеченная наличием ценностей, могла переноситься на следующий год, до сбора урожая.

В Казахстане для решения проблемы развития аграрного сектора экономики используются различные методы –  это и государственное регулирование цен на агропродовольственном рынке, например, посредством закупочных интервенций, это и ограничение импорта посредством квотирования, это и демонополизация рынка посредством развития его инфрастуктуры. Особого внимания требует сокращение числа посредников в цепочке «производство – переработка – торговля» и развитие  в этой цепи  кооперативных форм взаимоотношений между ее участниками при соблюдении основного условия – справедливого распределения конечной цены на продукты питания.

Мерами государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей могут быть прямые целевые субсидии в расчете на гектар пашни или на голову скота, а также направляемые в виде инвестиций в новую технику и технологию. Необходимо также одновременное принятие мер по совершенствованию условий лизинга и долгосрочного кредитования. Например, осуществлять погашение долгосрочного кредита с момента ввода новых основных фондов в эксплуатацию либо предоставлять одно –  двухгодичную отсрочку погашения кредитов.

Вместе с тем, совершенствования требует и механизм кредитования, поскольку выделение средств сельскохозяйственным товаропроизводителям через коммерческие банки не всегда эффективно из-за высокого процента и коротких сроков кредитования. Финансирование должно быть направлено, прежде всего, на то, чтобы сельскохозяйственные предприятия имели возможность самостоятельно формировать денежные потоки, которые требуются для проведения необходимых мер по развитию своего производства. При этом финансировать необходимо конкретные сельскохозяйственные формирования, а не финансово-кредитные или другие посреднические учреждения и организаций.

Сложившаяся экономическая ситуация и тенденции ее возможного изменения предопределяют необходимость устранения недостатков выявленных на данном экономическом этапе функционирования сельскохозяйственных формирований, внесения соответствующих изменений и корректировок в механизмы распределения и доведения до конечного получателя государственных финансовых ресурсов. Действующая финансово-кредитная политика в сфере агропромышленного комплекса страны не в полной мере охватывает вопросы организации финансирования предприятий отрасли, а формирование расходов бюджета с точки зрения финансовой поддержки сельского хозяйства происходит без достаточных экономических обоснований. Необходимо также пересмотреть существующие подходы к распределению бюджетных средств по направлениям и хозяйствующим субъектам, перейти к финансированию наиболее эффективных проектов по направлениям, способствующим росту конкурентоспособности отрасли и развитию экономики страны.

Одним из сложных в методологическом отношении, но, тем не менее, требующим своего решения, остается вопрос о количественной оценке предоставляемых сельскохозяйственным товаропроизводителям объемов бюджетных средств и возможности оценки их эффективного использования.  Понятная, доступная и открытая система методов, рычагов и инструментов, а также эффективный механизм их использования должны обеспечить объективное распределение финансовых средств и координацию поведения хозяйствующих субъектов. Поскольку основной целью является обеспечение эффективного развития агропромышленного производства, то необходимо создание действенной системы государственного регулирования и финансовой поддержки сельского хозяйства, объединяющей в единое целое цели, методы, средства и формы воздействия и позволяющей определить их эффективное сочетание при решении конкретных задач.

Таким образом, при создании такого механизма финансового государственного регулирования и финансовой поддержки аграрного сектора необходимо исходить из того, что сельскохозяйственные товаропроизводители функционируют в рыночной среде на принципах самофинансирования, а конкретные меры их поддержки являются дополнительными мерами, призванными обеспечить нормальные экономические условия хозяйствования. Бюджетное финансирование и кредитование, как регулирующие рычаги и инструменты, должны ориентировать товаропроизводителей на более эффективное хозяйствование и их применение должно быть строго дифференцировано. В целом система государственной поддержки сельского хозяйства должна использовать свои направляющие функции в сфере регулирования аграрного сектора экономики и базироваться на целевом программном подходе. При этом необходимо учитывать и то обстоятельство, что, кроме бюджетных источников финансирования, существуют и кредитные методы финансовой поддержки аграрного сектора экономики страны.

Использованная литература.

1.Алибекова А. Система государственной поддержки АПК в Республике Казахстан.// Аль Пари.- 2005.- № 1.- С. 85-91.

2.Виноградов Н. Кредитные ресурсы - сельхозтоваропроизводителям.// Экономика сельского хозяйства России.- 2006.- № 8.- с. 13.

3.Кантарбаева Ш. Государственное регулирование сельского хозяйства за рубежом // Основы экономики.- 2007.- № 3.- с. 11.

4.Кошолкина Л. Государственное регулирование АПК. // Экономист.- 2005.- № 7.- с. 81.

5.Мырзалиев Б., Абдибеков С. Насущные проблемы государственной поддержки отечественных сельских товаропроизводителей в условиях кризиса.// Вестник ун-та "Кайнар".- 2009. - № 4/2. - с. 74.

Аннотация статьи:

«Особенности государственного регулирования и финансовой поддержки развития аграрного сектора» / «Features of government control and sponsorship of development of agrarian sector»

В статье  рассматриваются вопросы государственного регулирования аграрной экономики с точки зрения финансовой поддержки ее развития. Отмечаются необходимость и значимость оказания прямой целенаправленной финансовой помощи за счет предусматриваемых бюджетных средств. Обосновываются  направления совершенствования кредитного механизма, предусматривающего  кредитование не финансово-кредитных или других посреднических учреждений и организаций, а непосредственно сельскохозяйственных формирований.  Обозначены подходы к созданию действенной системы государственного регулирования и финансовой поддержки сельского хозяйства, к распределению бюджетных средств по направлениям и финансированию наиболее эффективных проектов, способствующих росту конкурентоспособности отрасли и развитию экономики страны.