главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск | ||||||||||||||||||||||||
Каталог статей | ||||||||||||||||||||||||
Доцент, д.э.н. Морковина С. С. Аспирант Денисова Ю. Г. Воронежская Государственная лесотехническая академия Государственно – частное партнерство - новый механизм в лесном хозяйствеНа сегодняшний день рынок лесных ресурсов представляет собой одно из главных направлений исследования отношений собственности и механизма их реализации. В российской экономике лесное хозяйство никогда не отличалось стабильностью управления по сравнению с другими отраслями народного хозяйства. Основой последних реформ в области управления лесами послужил новый Лесной кодекс, в соответствии с которым государственные органы управления лесами (лесхозы) были разделены на две части – «лесничества» - выполняющие административные функции, и хозяйственные структуры, осуществляющие лесохозяйственное производство и пользование лесными ресурсами. Выделение производственных функций в сфере лесного хозяйства ставит на первый план решение вопросов по привлечению и отбору потенциальных участников лесных отношений – организаций для выполнения лесохозяйственных работ. В соответствии со Стратегией развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года, разработанной по поручению Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2007 г. № ВЗ-П9-29пр, государственно-частное партнерство в лесном секторе признано приоритетным направлением, позволяющим обеспечить высокие и устойчивые темпы экономического роста в лесном хозяйстве, способствующим повышению конкурентоспособности российского лесного бизнеса, укреплению его позиций на внутреннем и внешнем рынках. Государственно – частное партнерство новый термин в российской экономике - перевод распространенного в мире понятия public-private partnership (PPP или ГЧП). ГЧП представляет собой институциональный и организационный альянс государственной власти и частного бизнеса с целью реализации общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности - от развития стратегически важных отраслей экономики до предоставления общественных услуг в масштабах всей страны или отдельных территорий. Основные признаки ГЧП состоят в следующем: - сторонами ГЧП являются государство и частный бизнес; - взаимодействие сторон в ГЧП закрепляется на официальной, юридической основе (соглашения, договоры, контракты и т.п.); - взаимодействие указанных сторон имеет действительно партнерский, равноправный характер (т.е. в обязательном порядке должен соблюдаться паритет, баланс обоюдных интересов); - ГЧП имеет четко выраженную публичную, общественную направленность (его главная цель - удовлетворение государственного интереса); - в процессе реализации проектов на основе ГЧП консолидируются, объединяются активы (ресурсы и вклады) сторон; - финансовые риски и затраты, а также достигнутые в ГЧП результаты распределяются между сторонами в пропорциях согласно взаимным договоренностям, зафиксированным в соответствующих соглашениях, договорах, контрактах и т.п. Необходимость в ГЧП возникает, прежде всего, в тех сферах, за которые государство традиционно несет ответственность - объекты общего пользования (транспортная, коммунальная, лесная, социальная инфраструктура, объекты культуры и т.п.), так называемые публичные службы - ремонт, реконструкция и содержание объектов общего пользования, уборка территорий, жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение. Государство, как правило, не может полностью отказаться от своего присутствия в этих сферах, и вынуждено сохранять контроль либо над определенным имуществом (оставаться собственником), либо над определенным видом деятельности. В любом случае это означает финансирование за счет средств соответствующих бюджетов. Основной целью государственно-частного партнерства (ГЧП) является развитие инфраструктуры в интересах общества путем объединения ресурсов и опыта каждой из сторон, реализация общественно значимых проектов с наименьшими затратами и рисками при условии предоставления экономическим субъектам высококачественных услуг. ГЧП - качественно новый и эффективный способ привлечения инвестиций, поскольку партнерства такого типа могут не только способствовать росту экономики, но и развивать социально важную инфраструктуру. Развитие государственно-частного партнерства в системе лесного хозяйства позволяет более рационально использовать и воспроизводить лесные ресурсы, стимулировать развитие предпринимательства в лесном секторе, как элемента обеспечения конкурентоспособности отрасли и лесопродукции, привлекать в лесную отрасль профессиональных кадровых ресурсов и повышать инвестиционную привлекательность лесного хозяйства. В России леса находятся в государственной собственности. Граница между государственными и частными интересами при ведении лесного хозяйства определяется финансовыми возможностями и инвестиционной привлекательностью частных предприятий и величиной возможных рисков. Чтобы уменьшить риски и обеспечить необходимый уровень финансирования, государству и лесному бизнесу целесообразно кооперироваться в решении общих задач. В связи с этим перед российской экономикой выступает задача создания эффективных механизмов взаимодействия государственных и предпринимательских структур в сфере лесного хозяйства, включая лесопользование и лесохозяйственное производство, и формирование системных программных мероприятий по развитию лесного предпринимательства. Для обеспечения эффективности функционирования схем государственно-частного партнерства возможно как стимулированием развития отраслевого предпринимательства, так и привлечение сторонних специализированных организаций (аутсорсеров) на договорной основе. Аутсорсинг является универсальным инструментом, поскольку его основная специфика состоит в возможности передачи внешнему исполнителю некоторых непрофильных функций, как на продолжительный срок, так и на короткий период времени. В условиях малолесной зоны ряд работ по лесохозяйственному производству (выращивание посадочного материала, полезащитное лесоразведение, оказание лесохозяйственных услуг на сторону) может быть выведен на аутсорсинг. В этой связи предполагается формирование механизма взаимодействия государственных и предпринимательских структур в сфере лесного хозяйства, включающего методический (методику экономической оценки стоимости лесных ресурсов), управленческий (алгоритм управления выведением процессов лесохозяйственного производства на аутсорсинг, программу развития лесного предпринимательства в малолесных районах) инструментарий. В данной случае примером может служить естественная монополия ОАО «РЖД», которая предполагает выведение непрофильного структурного подразделения «Дистанция защитных лесонасаждений» на аутсорсинг. Данное подразделение занято в сфере защитного лесоразведения, содержания земельных участков полосы отвода и охранных зон, озеленения и благоустройства, борьбы с нежелательной растительностью вдоль железных дорог, что не является основной деятельность ОАО «РЖД». Рассматривая взаимоотношения аутсорсинга, нельзя не отметить его значительный потенциал в сфере лесного хозяйства. Объектами аутсорсинга могут стать леса в недалеком прошлом находящиеся в ведении колхозов, железных дорог, воинских частей, неудобья и др. Востребованность аутсорсинга в лесном хозяйстве очевидна, по сколько привлечение лесохозяйственных предприятий в качестве подрядчиков при выполнении лесохозяйственных работ «на стороне», не вызовет разочарования и нареканий со стороны заказчиков, ввиду значительного опыта и высокого уровня квалификации кадрового состава, наличия специализированной техники. В свою очередь для лесохозяйственников это шанс поправить свое финансовое положение и зарекомендовать себя как высококлассных специалистов. Проанализировав финансово-хозяйственную деятельность ОАО «РЖД», можно с уверенность констатировать, что выведение «Дистанции защитных лесонасаждений» на аутсорсинг приведет к росту конкурентоспособности участников процесса взаимодействия и формирования дополнительных доходов. Для этого рассмотрим таблицу - сравнительная характеристика внедрения механизма аутсорсинга в деятельность Дистанции защитных лесонасаждений.
В ходе выполненного анализа с привлечением таблицы установлено, что притом же объеме работ передача Дистанции на аутсорсинг обойдется предприятию в 203448,2 т.р. При этом экономия по Дистанции может составить -7279,7 т.р./год. С точки зрения аутсорсера, выгодность коммерческого предложения может быть оценено с позиции доходов и затрат. Предложение аутсорсинга является эффективным, т.к. аутсорсер получит значительный доход. Однако полученной авторской комиссии будет достаточно для покрытия издержек в течении 2 лет. Т = Зра / Ак где Т – срок окупаемости ООО «Лесничество»; Ак – авторская комиссия ООО «Лесничество»; Зра – затраты ООО «Лесничество» на содержание агентства. Т = 27706,8 / 14528,9 = 2 года Рассчитаем эффективность применения аутсорсинга на Дистанции защитных лесонасаждений. Э = Ак / Зра Э = 14528,9 / 27706,8 =0,5 года Делая вывод, отметим, что применение механизма аутсорсинга, предлагаемого на Дистанции защитных лесонасаждений, повысит эффективность и улучшит ее деятельность, приводя к снижению затрат на ее содержания. Предложенная к внедрению в деятельность предприятия стратегия, основана на использовании современных методов делегирования бизнес - процессов сторонним организациям. Аутсорсинг как новая и масштабная инициатива по передаче бизнес - процессов - должна быть принята непосредственно руководителем предприятия. Такой инструмент управления в деятельности предприятий позволяет малыми средствами осуществить радикальные перемены. Основная и единственная причина не использования потенциала аутсорсинга в качестве эффективного инструмента управления на предприятиях – это слабое представление или малая известность. Таким образом, эффектом для ОАО «РЖД» является экономия на издержках по осуществлению бизнес-процесса, а для аутсорсера в лице лесохозяйственного предприятия прирост прибыли в размере авторской комиссии за оказания услуг. После выведения на аутсорсинг «Дистанции защитных лесонасаждений» можно с уверенность говорить о необходимости создания эффективного механизма государственно-частного партнерства в области полезащитного лесоразведения и выращивание посадочного материала. В этой связи видно пересечение интересов государственных и предпринимательских структур: - государство в лице фондодержателя (собственность на лесные ресурсы) заинтересованно в качественном и своевременном выполнении лесохозяйственных работ (в том числе и выращивание посадочного материала, полезащитное лесоразведение, оказание лесохозяйственных услуг на сторону); - потенциальный аутсорсер (предпринимательская структура на базе «Дистанции лесозащитных насаждений») имеет на балансе специализированные основные средства, квалифицированный персонал, навыки и технологии проведения лесохозяйственных работ. Это актуализирует создание эффективных механизмов взаимодействия предпринимательских структур занятых в сфере защитного лесоразведения, содержания земельных участков полосы отвода и охранных зон, озеленения и благоустройства, борьбы с нежелательной растительностью на эксплуатационных объектах инфраструктуры и государственных организаций, осуществляющих деятельность в сфере управления лесными ресурсами (ОГУ лесничеств), и формирование системных программных мероприятий по развитию лесного предпринимательства и обеспечению конкурентоспособности созданных на базе реформируемой службы «Дистанции лесозащитных насаждений» ОАО «РЖД». Результатом данных вышесказанных предложений станет разработанный механизм взаимодействия государства и частных предпринимательских структур, который обеспечит развитие предпринимательства в лесном секторе, рост конкурентоспособности предприятий, созданных на базе реформируемой службы «Дистанции лесозащитных насаждений» ОАО «РЖД», повышение рентабельности их деятельности на 15%, сопровождающееся снижением затрат на выполнение субподрядных работ в отношении ОАО «РЖД» минимум на 12%, при росте качества выполнения лесохозяйственных работ. | ||||||||||||||||||||||||