главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск |
Каталог статей |
Лазарева Н.В. Научно-исследовательский Иркутский государственный технический университет, Россия Инновационные подходы в формировании школьного питанияВ статье предложены подходы к формированию школьного питания в России. Проблема полноценного школьного питания остается актуальной в любом обществе, в любой стране, при любом виде государственной власти. Ведь, кроме того, что это обязательный элемент образовательного процесса, это еще и залог здоровья подрастающего поколения. 30 ноября 2010 года во время ежегодного послания Федеральному Собранию Российской Федерации Президент РФ Д.А. Медведев обозначил направления для деятельности: обеспечение школьников нормальным, качественным, горячим питанием. Эта ситуация порождает вторую проблему: как накормить школьника так, чтобы это было сбалансировано, доступно, качественно, с учетом групп здоровья детей и с низкими производственными издержками. В современных условиях качественно новым образом решается проблема организации школьного питания, т.к. предъявляются наиболее высокие требования к качеству продуктов, внедрению новых технологий для приготовления пищи, увеличению системы контроля безопасности продукции, обеспечению эффективности технологических процессов. Это и объясняет повышение интереса к проблеме организации питания школьников. Но до сих пор проблема питания и, в частности, сбалансированного питания является открытой для исследований. Одно из главных направлений в развитии школьного питания в наше время - это улучшение качества обслуживания, использование прогрессивных средств приготовления пищи, применение промышленных средств для приготовления еды, и самое главное, качества приготавливаемой продукции. Таким образом, питание в учебных заведениях нашей страны должно быть разработано с учетом всех этих условий. Главными идеями подхода по внедрению инноваций в формирование системы питания школьников должно стать: Необходим комплексный подход к реорганизации системы школьного питания. А для этого нужна разработанная единая скоординированная программа по внедрению инновационных подходов формирования школьного питания, которая будет включать в себя все подходы преобразования: прежде всего, управленческий, кадровый и логистический, научно-медицинский и технологический. Таким образом, современные технологии организации системы школьного питания должны быть основаны на принципах индустриализации и централизации и обеспечивать ряд преимуществ: обеспечение эффективности технологических процессов, увеличение системы безопасности продукции и контроля качества; ну и, конечно же, снижение себестоимости продукции. По этому, невозможно говорить о школьном питании, не касаясь централизации и индустриализации производства. Для качественного питания необходимо централизованное производство, сосредоточение производства продукции (полуфабрикатов и готовой продукции) на одном предприятии, а в школьных столовых осуществление только разогрева и раздачи готовой продукции. Это также позволит сократить до минимума значительные затраты на оснащение пищеблоков, оптимизировать количество сотрудников школьных столовых и усилит контроль качества готовой продукции. Также нельзя обойтись без применения технологий по интенсивному охлаждению продуктов и последующей их регенерации. И никакое современное предприятие не обойдется без современной нормативно-методической базы, а также специализированной технической документации. Установка способов централизованного производственного контроля, обеспечение предприятий школьного питания квалифицированными грамотными специалистами, а так же разработка оптимизированных логистический схем доставки продукции в школьные столовые – необходимые условия для качественного правильного школьного питания. Таким образом, при организации школьного питания необходимо, прежде всего, учитывать доступность, обеспеченность и качество питания школьников, повышение эффективности формирования питания, снижение производственных затрат, развития сети комбинатов питания и школьно-базовых столовых. Особая актуальность изучения формирования школьного питания связана с тем, что именно недостаточная проработанность данной проблемы приводит к тому, что треть детей школьного возраста относится к категории относительно здоровых, и эта тенденция не улучшается. Дети в нашей стране после окончания старшей школы сформировывают свой режим питания, зачастую неправильный, приводящий уже в студенческие годы к набору заболеваний желудочно-кишечного тракта, и одной из первейших мер по улучшению здоровья подрастающего поколения является организация горячего питания в школах. Считаю что, если приоритет здорового образа жизни будет в полной мере реализован в школе, то мы гораздо быстрее и легче справимся и с формированием современного полноценного труженика. |