Каталог статей

Смагулова А.А.

Трудности инновационно–инвестиционной деятельности в Республике Казахстан

В этой связи резко возрастает значение инновационно–инвестиционной деятельности в Республике Казахстан как основного фактора, обеспечивающего конкурентоспособность государства. Как известно, степень развития национальной инновационной сферы формирует основу устойчивого экономического роста, является необходимым условием полноправного участия страны в мировом разделении труда. Итак, по итогам 2010 года инновационная активность предприятий РК по продуктовым и процессным инновациям составила 4,3% [2] (рисунок 1).

Рисунок 1 - Инновационная активность предприятий Республики Казахстан в 2003-2010 гг.

Из представленного рисунка видно, что темпы роста инновационной активности субъектов хозяйствования РК за ряд лет, начиная с 2003 г. по 2010 г., не достаточно динамичны. По исследованию экспертов Министерства индустрии и торговли Республики Казахстана, существуют проблемы, нерешенность которых негативно влияет на развитие отечественного инновационного потенциала. К ним относится, прежде всего,        незавершенность большинства научных разработок технологий и продуктов,  резко снижающая их ценность в глазах потенциальных партнеров [3].

Кроме того, немаловажным препятствием инновационного развития в Казахстане является отсутствие современных механизмов внедрения технологических нововведений, в том числе и посредством малого инновационного бизнеса, и выведения их на рынок. При этом «зачаточное» развитие элементов инновационной инфраструктуры (специальных финансовых механизмов поддержки фирм на этапе их быстрого роста, сертифицированных оценщиков фирм и интеллектуальной собственности и др.)  не содействует популизации таких инновационных проектов, как технологические парки и специализированные бизнес-инкубаторы, фонды рискового финансирования (венчурных фондов) и т.п.

Парадоксальной трудностью казахстанской инновационной системы является отсутствие на внутреннем рынке платежеспособного спроса на передовые технологии и промышленные нововведения. С одной стороны, отечественный рынок научных услуг и наукоемкой продукции недостаточно развит, а с другой стороны – большинство предприятий не могут позволить себе «покупать» услуги науки. Так, объем инновационной продукции в Казахстане в 2010 г. составил 142166,8 млн. тенге, услуг инновационного характера оказано на 8849,7 млн. тенге. Среди инновационной продукции промышленных предприятий наибольший удельный вес в инновационной продукции   занимает  продукция, вновь внедренная или подвергавшаяся значительным технологическим изменениям – 89,8%, продукция,  подвергавшаяся  усовершенствованию, составила 9,5% и прочая инновационная продукция   –  0,7% [4].

Несмотря на то, что в большинстве развитых стран внебюджетное финансирование научных исследований и разработок существенно превышает объемы бюджетных ассигнований в эту сферу (в среднем по странам - членам  ОЭСР оно превышает 65 %), в Казахстане в 2010 г. объем научно-технических работ, выполненных собственными силами, составил 73% или 41 985,5 млн. тенге из  57 510,1 млн. тенге общего объема научно-технических работ.

Согласно статданным, в общем объеме научно-технических работ в 2010 г. доля прикладных исследований составила – 41,9%, научно-технических разработок – 27,3%, научно-технических услуг  - 22,5% и фундаментальных – 8,3%. В деятельности научных организаций Казахстана приоритетным  направлением явились исследования в области технических наук,  удельный вес которых в общей сумме валовых затрат на исследования и разработки составил – 57,3% [4] (рисунок 2).

Рисунок 2 – Структура затрат на исследования в различных областях науки Республики Казахстан в 2010 г.

Научными исследованиями и разработками в 2010 году в Казахстане занимались более 17 тысяч специалистов. Однако, за последние 5 лет этот показатель снизился на 2,5%. В 2006 г. он был максимальным (19 563 человека), затем стал стремительно снижаться и в 2008 г. он достиг уровня пятилетней давности.   В пересчете на 10 тыс. человек трудоспособного населения   в развитых странах приходится 60-90 ученых и инженеров, занятых в НИОКР, в Казахстане всего лишь около - 10 чел. [5].

Следует заметить,  что научная деятельность традиционно считается сферой активной государственной политики. Так, во Франции еще в 1999 году вступил в силу Закон об инновациях, предусматривающий комплекс мероприятий прямого и косвенного характера по линии формирования инновационного бизнеса. Правительство выделило 100 млн. фр. на конкурс проектов по организации новых высокотехнологичных фирм, в результате которого было отобрано 224 проекта. В Великобритании на НИОКР в компаниях ежегодно расходы составляют 57%.  ЕС в среднем направляет на НИОКР 1,9 % ВВП, в то время как США – 2,64%, Япония – 3,4%, Швеция – 3,6%, Финляндия – 3,1% [6].

В Казахстане так же продумывается механизм сбалансированной поддержки научно-технической сферы государственным и частным секторами. По данным Национального инновационного фонда (НИФ) Республики Казахстан, по итогам программы технологического бизнес-инкубирования в 2011 г. отобрано 40 проектов на общую сумму 245,4 млн. тенге. В отраслевом разрезе более 30% отобранных проектов пришлось на сельское хозяйство и переработку сельхозпродукции, 20% - на строительство и производство стройматериалов, 17,5% - на энергетику, 15% - на информационные и телекоммуникационные технологии [7].

Программа стартовала в 2010 г. и реализуется по настоящее время НИФ РК под эгидой Министерства индустрии и новых технологий РК. Она призвана содействовать начинающим инноваторам, продвигать их проекты на рынок. Для этого на базе действующих технопарков начинающим предпринимателям предоставлен комплексный набор инструментов сервисной поддержки: от разработки бизнес-плана до квалифицированных консультаций в процессе его реализации. В рамках программы могут быть профинансированы и затраты на изготовление образцов инновационной продукции и проведение их испытаний.

Резюмируя заметим, опыт индустриально развитых стран показывает, что создание инноваций, опирающееся на национальный инвестиционный потенциал, позволяет изменить организационно-экономическую основу национальной экономики. Как справедливо заметил Е.А. Иммерман, только концентрация усилий государства, бизнеса на освоении принципиально новых инвестиционных технологий, инновационного обновления критически устаревшего производства, перехода к инновационному пути развития страны может обеспечить эффективную модернизацию отечественной промышленности [8].

ЛИТЕРАТУРА:

1. Портер М. Конкуренция. – М.: РГБ, 2008. – 602 с.

2. Агентство РК по статистике. Об инновационной деятельности предприятий в Республике Казахстан в 2010 году. [сылка более недоступна}

3. Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 апреля 2005 года N 387 «Об утверждении Программы по формированию и развитию национальной инновационной системы Республики Казахстан на 2005-2015 годы». // [сылка более недоступна}

4. Агентство РК по статистике. Научно-техническая деятельность в Республике Казахстан в 2010 году. [сылка более недоступна}

5. Сулейменов Е.З., Васильева Н.В., Галанц Э.А. Динамика научно-технического потенциала Республики Казахстан за 2000-2007 гг.: Аналит. обзор. – Алматы: НЦ НТИ, 2008. – 48 с.

6. Research, Technology, Management. – September-October 2002. –Р. 5.

7. Официальный сайт. Национальный инновационный фонд РК. [сылка более недоступна}

8. Иммерман Е.А. Формирование механизма модернизации отечественной промышленности: монография. – М.: МГИУ, 2011. – 45 c.