Каталог статей

Тугускина Г.Н.

Взаимосвязь понятий "интеллектуальный капитал" и "интеллектуальная собственность"

Термин «интеллектуальный капитал» появился в начале 1990-х гг. и обозначал «сумму всех знаний всех работников предприятия, которая предоставляет ему конкурентное преимущество на рынке». При этом под знанием понимались патенты, управленческие навыки, технологии, информация о клиентах и поставщиках, а также опыт [1; с. 44]. Позднее данное определение было уточнено следующим образом: «Это знание, которым владеют работники; это электронная сеть, позволяющая корпорации реагировать на изменение рыночной ситуации быстрее конкурентов; это партнерство компании и клиента, укрепляющее связи между ними и вновь и вновь привлекающее потребителя». [2; с. 340]

Некоторые ученые трактуют «интеллектуальный капитал» как знания, которые могут быть преобразованы в стоимость [3; с. 356], как «особое соединение человеческого капитала (реальные и потенциальные интеллектуальные способности, а также соответствующие практические навыки работников предприятия) и структурного капитала (составляющие капитала предприятия, задаваемые такими специфическими факторами, как связи с потребителями, бизнес-процесс, базы данных, бренды и IT-системы)». [4, с. 20]

Попытку структурировать интеллектуальный капитал сделали Эдвинсон Л. и Мэлоун М. [5, с.79], разбив его на человеческий и структурный капитал.

По мысли Даума, элементами интеллектуального капитала являются человеческий капитал, структурный капитал, партнерский капитал и клиентский капитал. [6, с. 34] 

С точки зрения Фитц-енц Я. интеллектуальный капитал состоит из двух видов организационного капитала: интеллектуальной собственности и сложного переплетения процесса и культуры плюс относительный капитал (т.е. отношения между людьми и предприятиями) и человеческий капитал. [7, с. 32]

С точки зрения Селезнева Е.М., интеллектуальный капитал — это интеллектуальный инструментарий предприятия, определяющий его творческие возможности по созданию и реализации интеллектуальной и инновационной продукции, который составляют люди с определенным характером и способностями, воспитанием и культурой.[8, с. 125]

В российском бухгалтерском учете, а также в русском переводе Международных стандартов финансовой отчетности неосязаемые активы называются нематериальными активами. В широком смысле неосязаемые активы — это совокупность всех неосязаемых активов, включая те, которые не удовлетворяют требованиям стандартов учета: рабочая сила, внутрифирменная структура, списки клиентов и др.;

Однако необходимо различать разграничения между понятиями неосязаемых активов и интеллектуального капитала. Под неосязаемыми активами целесообразно понимать всю совокупность неосязаемых активов. Интеллектуальный капитал — это активы, представляющие собой мысленные знания, то есть не отделимые от сотрудников, и знания, воплощенные в результатах мыслительной деятельности (структурах, интеллектуальной собственности, клиентах и др). При этом не имеет значения, приобретен объект интеллектуальной собственности (например, патент) у третьих лиц или создан на предприятии, поскольку основным признаком является то, что он является результатом мыслительной деятельности. Некоторые активы, включаемые в интеллектуальный капитал, являются измеряемыми и признаются как объект бухгалтерского учета (прежде всего это различные формы интеллектуальной собственности), но основная часть интеллектуального капитала не имеет прямой денежной оценки и не признается в бухгалтерском учете

В российском законодательстве нематериальные активы определяются как «приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев)».

Понятие интеллектуального капитала многие авторы отождествляют с понятием интеллектуальной собственности, которая создаётся сотрудниками организации на базе их знаний и опыта и пополняет нематериальные активы организации. С одной стороны, интеллектуальная собственность становится товаром на рынке интеллектуальной продукции и может приобретаться в собственность другим предприятием, при этом приобретается право на использование интеллектуальной соб­ственности. С другой стороны, интеллектуальная собственность — это также часть интеллектуального инструментария, которая непосредственно участвует в создании инновации и ее реализации, во многом определяя стоимость продукции и ее цену. В состав объектов интеллектуальной собственности включаются: объекты промышленной собственности; объекты авторского права; ноу-хау, маркетинговые активы.

Проведенный обзор позволяет сделать следующие выводы:

1) понятие интеллектуального капитала используется как в узком смысле (активы предприятия, которые представляют собой совокупность знаний его персонала и результат воплощения этих знаний в других неосязаемых активах: внутрифирменных структурах, клиентском капитале и др), так и в широком смысле (совокупность всех неосязаемых активов предприятия, в том числе тех, которые не являются результатом мыслительной деятельности);

2) в состав неосязаемых активов включается интеллектуальная собственность (патенты, зарегистрированные товарные знаки и др.), деловая репутация приобретенных предприятий, расходы на обучение, исследование и разработки при соблюдении критериев признания. Эти активы имеют определенную денежную оценку.

Таким образом, несмотря на имеющиеся различия, интеллектуальный капитал и интеллектуальная собственность тесно связаны между собой и оказывают самое непосредственное влияние на рыночную стоимость предприятия.

Литература:

1.Stewart Т. Brainpower: Intellectual capital // Fortune Magazine. 03.06.1991.Vol.123. №11.

2.Stewart T. Intellectual capital. The New Wealth of Organizations. N.Y.-L., 1997. P. X. Цит. по:Иноземцев В.Л. За пределами экономического общества. - М.: Academia-Наука, 1998.

3.Edvinsson L., Sullivan P. Developing a model for managing intellectual capital // European management journal. 1996. Vol.14. № 4. P. 356-364.

4.Эдвинссон Л. Корпоративная долгота. Навигация в экономике, основанной на знаниях. -М.:ИНФРА-М,2005.

5.Edvinsson L., Malone M. Intellectual Capital: Realizing Your Company's True Value by Finding Its Hidden Roots. — New York: HarperCollins Publishers, 1997.

6.Daum J.H. Intangible Assets and Value Creation.: Chichester, 2003.

7.Фитц-енц, Як. Рентабельность инвестиций в персонал: измерение экономической ценности персонала/Як Фитц-енц; пер. с англ.:[Меньшикова М.С., Леонова Ю.П.]; под общ. Ред. В.И. Ярных. – М.: Вершина, 2006.

8.Селезнев Е.Н. Интеллектуальный потенциал – показатель состояния интеллектуального капитала и эффективности его использования// Финансовый менеджмент, 2004, №5, с.123-129.

9.Брукинг Э. Интеллектуальный капитал / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2001.