Основы бизнеса (Кушнир И.В.)

Рынок – среда существования предпринимателей

Рынок – это сложное и многостороннее экономическое явление, соединение спроса и предложения, форма общественно-экономических связей между предпринимателями и потребителями, основанных на взаимной купле-продаже товаров (работ, услуг).

Современный рынок – организованная и относительно сбалансированная система, обеспечивающая предпринимателям свободу при выборе способов производства и продажи различных видов и объемов товаров (работ, услуг), а всем потребителям гарантирует независимость при их приобретении. Свободного рынка ни в одной стране нет, так как нет для него определенных экономических условий, а действует конкурентный рынок при наличии различных форм собственности, но преобладающей является негосударственная собственность при существовании развитой рыночной инфраструктуры, включающей три основных элемента – рынок товаров и услуг, рынок факторов производства, финансовый рынок и соответствующие им системы рыночных институтов.

Развитой конкурентный рынок характеризуется сложными структурой и системой соответствующих институтов (бирж, коммерческих банков, аудиторских организаций, страховых компаний, рекламных компаний, ассоциаций (союзов) предпринимателей и др.).

Классификация рынка:

а) по экономическому назначению объектов рыночных отношений – рынок потребительских товаров и услуг; рынок средств производства; сырьевой рынок; рынок труда; рынок ценных бумаг; рынок информационных технологий и др.;
б) по географическому положению – местный, региональный, национальный, мировой;
в) по степени ограничения конкуренции – монополистический, олигополистический, монопсонический, свободный, смешанный;
г) по отраслям – автомобильный, компьютерный, нефтяной и др.;
д) по характеру продаж – оптовый, розничный.

Рынок имеет по сравнению с командно-административной экономикой значительные преимущества:

  1. посредством рынка осуществляется эффективное распределение всех видов ресурсов;
  2. рынок функционирует при наличии относительно ограниченной экономической информации;
  3. высокая гибкость, адаптивность к изменяющимся условиям производства и потребления;
  4. участниками рынка оптимально используются результаты научно-технического прогресса;
  5. предприниматель и потребители обладают свободой выбора и действий;
  6. рынок обеспечивает удовлетворение самых разных потребностей.

Исходя из зарубежного опыта, можно выделить следующие недостатки рынка:

  1. рынок не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;
  2. рынок не имеет действенной экономической защиты окружающей среды; только государство может заставить предпринимателей вкладывать средства в создание экологически чистых производств;
  3. рынок не может регулировать правильное использование ресурсов, принадлежащих всему государству (обществу);
  4. рынок не ориентирован на производство социально необходимых товаров, а направлен на удовлетворение в основном запросов тех лиц, которые имеют большие деньги;
  5. рынок подвержен нестабильному развитию в связи с инфляционными процессами.


Кушнир И.В. Основы бизнеса | Мишина Л.А. Основы бизнеса