Экономическая теория (Душенькина Е.А.) |
Рыночное равновесиеШкалы спроса и предложения показывают нам, сколько товаров покупатели могли бы купить, а продавцы предложить при различных ценах. Сами по себе цены не могут сказать нам, при какой цене действительно произойдет купля-продажа. Однако пересечение этих двух кривых имеет очень важное значение в экономике. Взаимодействие предложения и спроса в результате приведет к установлению равновесной, или рыночной, цены. Рыночная цена – это именно та цена, при которой спрос равен предложению и товар или услуги действительно могут быть обменены на деньги. Рыночная цена не может опуститься ниже цены предложения, так как производство и сбыт становятся нерентабельными. Цена не может быть выше цены спроса потому, что у покупателя нет больше денег на покупку. Если интересы производителя и покупателя совпадают, то устанавливается рыночное равновесие. Объединим в одну таблицу шкалу спроса и предложения. Только при цене в 100 рублей не будет ни недостатка, ни избытка, т. е. величина спроса совпадет с величиной предложения. Эта цена будет считаться равновесной, так как при этой цене решения покупателей о покупке и продавцов о продаже взаимно согласуются. Графически рыночное равновесие можно изобразить следующим образом (рис. 6): Рис. 6. Рыночное равновесие
Точка Е– это равновесная цена, образовавшаяся на пересечении кривых спроса и предложения. Уравновешивающая функция цены – способность конкурентных сил спроса и предложения устанавливать цену на уровне, при котором решения о продаже и купле синхронизируются. Изображенная выше модель установления равновесной цены является статической. В реальной жизни рыночная цена не может долгое время оставаться неизменной, поэтому для рыночного равновесия характерна динамическая модель. Такие модели в XIX в. были предложены Л. Вальрасом и А. Маршаллом. 1. Суть модели Л. Вальраса заключается в том, что поиск рыночного равновесия происходит в краткосрочном периоде: производители уменьшают выпуск продукции, а покупатели предъявляют прежнюю величину спроса. Покупатели начинают соперничать, что приводит к росту цены. Стимулируется выпуск товаров, а дефицит исчезает. 2. Модель А. Маршалла описывает рыночное равновесие в долгосрочном периоде, т. е. объем предложения в состоянии реагировать на высокую рыночную цену спроса. Таким образом, происходит анализ состояния дефицита товаров. Взаимодействие спроса и предложения на рынке ведет к установлению рыночного равновесия, которое позволяет определить равновесную цену и равновесное количество товара. При изменении спроса или предложения, либо того и другого одновременно происходит изменение рыночной (равновесной) цены. Вмешательство внешних сил (в таком качестве могут выступать государство и монополии) приводит к нарушению установленного состояния экономического равновесия:
Васильева Е.В. Экономическая теория | Душенькина Е.А. Экономическая теория |